Русская версия
Главная страница
Система общественного транспорта лена Стокгольм:
общая информация и маршруты автобусов и трамваев в панорамах Google
ОТ Стокгольма: схема на сайте sl.se ОТ Стокгольма: поезд метро и автобусы ОТ Стокгольма: автобусная остановка
В чрезвычайно развитую и продуманную систему общественного транспорта лена Стокгольм входят:
– Автобусы (bussar), работаюшие на городских и пригородных маршрутах, среди которых выделяются
   основные – синие маршруты, обслуживаемые автобусами синего цвета. Всего действуют 4 городских
   (blåbussar i innerstan; номера 1, 2, 3 и 4) и 13 пригородных (blåbussar i förort) синих маршрутов.
   В ночное время в Стокгольме функционируют 4 маршрута (91, 93, 94 и 96; при этом трассы маршрутов,
   имеющих номера 91, 94 и 96, не выходят за пределы центральной части города – Stockholms innerstad).
   За организацию работы всех автобусных маршрутов в лене Стокгольм (схемы маршрутов) отвечает
   компания Storstockholms Lokaltrafik AB.
– Аэропортовые автобусы-шаттлы (flygbussar), обеспечивающие скоростную транспортную связь со
   всеми четырьмя аэропортами: Arlanda [Арланда], Bromma [Бромма], Skavsta [Скавста], Västerås [Вестерос].
   Автобусы-шаттлы также обслуживают три портовых терминала: Stadsgården [Стадсгорден],
   Värtahamnen [Вертахамнен], Nynäshamn [Нюнесхамн]. Важнейшим конечным пунктом маршрутов
   автобусов-шаттлов является Cityterminalen – Центральный автовокзал Стокгольма.
   Крупнейшим оператором, обеспечивающим перевозки автобусами-шаттлами, является компания
   Flygbussarna Airport Coaches.
– Скоростной поезд (expresståg) Arlanda Express, связывающий крупнейший аэропорт Arlanda (Арланда) и
   Stockholms centralstation (Stockholm C) – Центральный вокзал Стокгольма.
– Метрополитен Стокгольма – Stockholms tunnelbana (T-bana). Действуют 3 ветвящиеся линии:
   зеленая (gröna; маршруты T17, T18, T19), красная (röda; маршруты T13, T14), синяя (blå; маршруты T10, T11).
   За организацию работы всех маршрутов рельсового общественного транспорта в лене Стокгольм
   (метрополитен, трамваи, местные и пригородные поезда; схема на белом фоне; схема на сером фоне)
   отвечает компания Storstockholms Lokaltrafik AB.
– Трамваи (spårvagnar). Действуют 4 независимые трамвайные линии (в скобках – обозначение маршрута):
   Spårväg City (S7) с музейной Djurgårdslinjen (S7N); Tvärbanan (L22); Nockebybanan (L12); Lidingöbanan (L21).
– Местные поезда (lokaltåg). Действуют 2 независимые легкорельсовые системы:
   Saltsjöbanan (маршруты L25, L26) и Roslagsbanan (маршруты L27, L28, L29).
– Пригородные поезда (pendeltåg; маршруты J35, J36, J37, J38).
– Паромы (båtar). Действует множество обслуживаемых паромами водных маршрутов (некоторые из них
   круглогодичные), работу которых обеспечивают разные компании-операторы. Водные маршруты
   связывают между собой портовые терминалы и пристани в самом Стокгольме, на территории
   различных коммун лена Стокгольм и на многочисленных островах Стокгольмского архипелага.
   Крупнейшим предприятием, ответственным за организацию работы маршрутов водного транспорта в
   лене Стокгольм, является компания Waxholmsbolaget (карты-схемы маршрутов).
   Функционируют также 5 важных водных маршрутов, за организацию работы которых отвечает
   компания Storstockholms Lokaltrafik AB: 3 из этих водных маршрутов – Djurgårdsfärjan (82), Nybroplan –
   Hammarby sjöstad (84) и Riddarfjärdslinjen (85) – действуют в пределах центральной части Стокгольма
   (Stockholms innerstad), еще 2 – Sjövägen (80) и Ekerölinjen (89) – являются пригородными.
На сайте компании Storstockholms Lokaltrafik AB (SL) в отдельном разделе представлена картографическая информация (географические карты с показанными на них трассами маршрутов общественного транспорта, схемы маршрутов автобусов и рельсового транспорта, а также подробные схемы крупных транспортно-пересадочных узлов и транспортных терминалов), относящаяся ко всем маршрутам всех видов общественного транспорта в лене Стокгольм, за организацию работы которых ответственна данная компания.
Информация об оплате проезда на общественом транспорте лена Стокгольм
Текст готовится к публикации.
Автобусы (bussar) – информация и ссылки на маршруты в панорамах Google
В столице Швеции действуют 4 основных – синих городских автобусных маршрута с номерами 1, 2, 3 и 4, которые обеспечивают быструю и надежную связь между всеми составляющими центральную часть Стокгольма (Stockholms innerstad) 4 городскими округами (stadsdelsområden: Östermalm [Эстермальм], Norrmalm [Норрмальм], Södermalm [Сёдермальм], Kungsholmen [Кунгсхольмен]) и обслуживаются автобусами синего цвета (blåbussar i innerstan).
Во всем лене Стокгольм синий цвет является отличительным признаком автобусов быстрого транзита (stombussar), которые работают как на упомянутых выше 4 городских синих маршрутах, так и на существующих 13 пригородных синих маршрутах (blåbussar i förort).
Минимальные интервалы городских синих автобусов составляют от 4 до 7 минут, максимальные (рано утром и поздно вечером) – 15 минут.
Интервалы движения синих автобусов на каждом из 13 пригородных синих маршрутов установлены в индивидуальном порядке, однако минимальные интервалы на большинстве этих маршрутов составляют от 4–6 до 10–12 минут, тогда как максимальные на всех (кроме маршрута № 677) – от 10 до 20 минут.
Ходят синие автобусы (и городские, и пригородные) гораздо чаще, чем обычные красные (rödbussar, или vanliga bussar [автобусы обычных маршрутов]), которые работают на всех прочих (городских и пригородных) маршрутах, не относящихся к синим.
Городские маршруты синих автобусов (blåbussar i innerstan)

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Маршруты красных автобусов (rödbussar), диапазон номеров 50–79

№ 50

№ 53

№ 54

№ 55

№ 56

№ 57

№ 58

№ 59

№ 61

№ 65

№ 66

№ 67

№ 69

№ 71

№ 72

№ 73

№ 74

№ 76

№ 77

Ночные маршруты красных автобусов (rödbussar på nattlinjerna)

№ 91

№ 93

№ 94

№ 96

Пригородные маршруты синих автобусов (blåbussar i förort)

№ 172

№ 173

№ 176

№ 177

№ 178

№ 179

№ 471

№ 474

№ 670

№ 676

№ 677

№ 873

№ 875

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 100–199
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 100–199

№ 110

№ 112

№ 113

№ 114

№ 115

№ 116

№ 117

№ 118

№ 119

№ 124

№ 127

№ 133

№ 134

№ 135

№ 141

№ 142

№ 143

№ 144

№ 145

№ 147

№ 151

№ 152

№ 153

№ 155

№ 156

№ 157

№ 158

№ 159

№ 160

№ 161

№ 163

№ 164

№ 165

№ 167

№ 168

№ 180

№ 181

№ 182

№ 183

№ 184

№ 185H

№ 185V

№ 188

№ 190

№ 191

№ 192

№ 193

№ 194

№ 195

№ 196

№ 197

№ 198

№ 199

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 200–299
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 200–299

№ 201

№ 203

№ 204

№ 205

№ 206

№ 211

№ 212

№ 221

№ 222

№ 225

№ 233

№ 238

№ 291

№ 293

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 300–399
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 300–399

№ 301

№ 302

№ 303

№ 305

№ 309

№ 311

№ 312

№ 313

№ 314

№ 315

№ 316

№ 317

№ 323

№ 325

№ 336

№ 338

№ 342

№ 396

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 400–499
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 400–499

№ 401

№ 402

№ 403

№ 409

№ 410

№ 411C

№ 413

№ 414

№ 417

№ 418

№ 420

№ 421

№ 422

№ 423

№ 424H

№ 424V

№ 425

№ 426

№ 428

№ 428X

№ 429

№ 429X

№ 430

№ 430X

№ 432

№ 433

№ 434

№ 435

№ 435C

№ 436

№ 437

№ 438

№ 439

№ 440

№ 441

№ 442

№ 442X

№ 443

№ 443C

№ 444

№ 445

№ 445C

№ 446

№ 446C

№ 447

№ 448C

№ 449

№ 452

№ 453

№ 454

№ 458

№ 461

№ 462

№ 463

№ 465

№ 467

№ 468

№ 469

№ 480C

№ 489

№ 491

№ 492

№ 496

№ 497

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 500–599
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 500–599

№ 502

№ 503

№ 504

№ 505

№ 506

№ 507

№ 508

№ 509

№ 512

№ 513

№ 514

№ 515

№ 516

№ 517

№ 518

№ 520

№ 520X

№ 522

№ 523

№ 524

№ 525

№ 526

№ 527

№ 528

№ 529

№ 531

№ 532

№ 533

№ 534

№ 535

№ 536

№ 537

№ 538

№ 539

№ 540

№ 541

№ 542

№ 543

№ 544

№ 545

№ 546

№ 547

№ 548

№ 550

№ 551

№ 552

№ 552X

№ 553

№ 554

№ 555

№ 556

№ 557

№ 558

№ 559

№ 560

№ 561

№ 562

№ 565

№ 565X

№ 566

№ 567

№ 568

№ 570

№ 571

№ 571X

№ 572

№ 573A

№ 573N

№ 574

№ 575

№ 576

№ 577

№ 579

№ 580

№ 581

№ 582

№ 583

№ 585

№ 586

№ 589

№ 591

№ 592

№ 593

№ 595

№ 597

№ 598

№ 599

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 600–699
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 600–699

№ 601

№ 602

№ 602X

№ 604

№ 605

№ 606

№ 607

№ 608

№ 609

№ 610

№ 611

№ 613

№ 614

№ 615

№ 616

№ 617

№ 618

№ 619

№ 620

№ 620X

№ 621

№ 622

№ 622X

№ 623H

№ 623V

№ 624

№ 624C

№ 625

№ 626

№ 627

№ 628

№ 628C

№ 629

№ 630

№ 631

№ 631X

№ 632

№ 633

№ 634

№ 635

№ 636

№ 637

№ 638

№ 639

№ 641

№ 642

№ 643

№ 644

№ 645

№ 646

№ 647

№ 648

№ 649

№ 651

№ 652

№ 653

№ 654

№ 655

№ 656

№ 657

№ 658

№ 660H

№ 660V

№ 661

№ 662

№ 663

№ 664

№ 665

№ 666

№ 666X

№ 667

№ 668

№ 680

№ 681

№ 682

№ 683

№ 684

№ 685

№ 686

№ 687

№ 688

№ 689

№ 690

№ 691

№ 694

№ 695

№ 696

№ 697

№ 698

№ 699

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 700–799
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 700–799

№ 702

№ 703

№ 704

№ 705

№ 706

№ 707

№ 708

№ 709

№ 709Y

№ 710

№ 711

№ 713

№ 714

№ 715

№ 716

№ 717

№ 718

№ 719

№ 721

№ 721X

№ 722

№ 723

№ 725

№ 726

№ 727

№ 729

№ 731

№ 732

№ 737

№ 738

№ 740

№ 742

№ 743

№ 744

№ 745

№ 748

№ 749

№ 750

№ 751

№ 752

№ 753

№ 754

№ 754X

№ 755

№ 756

№ 758

№ 759

№ 761

№ 776

№ 778

№ 779

№ 780

№ 780X

№ 781

№ 782

№ 783

№ 784

№ 784X

№ 785

№ 786

№ 787

№ 787X

№ 788

№ 789

№ 791

№ 792

№ 794

№ 795

№ 797

№ 798

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 800–899
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 800–899

№ 801

№ 802

№ UL805

№ 806

№ UL806

№ 807

№ UL808

№ 809

№ 809C

№ 810

№ 812C

№ 813C

№ 814

№ 815

№ 815C

№ 816

№ 818C

№ 819

№ 820

№ 821

№ 822

№ 823

№ 824

№ 827

№ 828

№ 829

№ 830

№ 831

№ 832

№ 833

№ 834

№ 835

№ 836

№ 837

№ 839

№ 840

№ 841

№ 842

№ 843

№ 845

№ 846

№ 847

№ 848

№ 849

№ 850

№ 852

№ 854

№ 856

№ UL857

№ 858

№ 861

№ 862

№ 865

№ 869

№ 889

№ 890

№ 892

№ 893

№ 898

Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 900–999
Маршруты красных автобусов, диапазон номеров 900–999

№ 901

№ 903

№ 904

№ 905

№ 906

№ 907

№ 908

№ 909

№ 914

№ 921

№ 923

№ 951

№ 952

№ 953

№ 955

№ 959

№ 961

№ 968

№ 969

№ 971

№ 972

№ 978

№ 979

№ 981

Трамваи (spårvagnar) – информация и ссылки на маршруты в панорамах Google
В лене Стокгольм функционируют 4 независимые, не связанные друг с другом трамвайные линии, каждая из которых имеет свои особенности.

Spårväg City (S7)

совместно с музейной

Djurgårdslinjen (S7N)

Tvärbanan (L22)

Nockebybanan (L12)

Lidingöbanan (L21)

До 3 сентября 1967 г., когда в Швеции произошел переход на правостороннее движение, в лене Стокгольм существовала развитая трамвайная сеть. После этого дня, получившего название Dagen H (буква H – сокращение от швед. Högertrafik, «правостороннее движение»), остались только 3 линии, полностью проходившие по выделенной полосе: Nockebybanan на западе города Стокгольма и 2 линии, обслуживавшие территорию соседнего острова Lidingö (не являющегося частью Стокгольма), – Södra Lidingöbanan и Norra Lidingöbanan (связывали соответственно южную и северную части острова с мысом Ropsten на северо-востоке Стокгольма). Линия Norra Lidingöbanan, впрочем, в 1971 г. также была закрыта в связи с вводом в эксплуатацию нового автомобильного моста Lidingöbron; оставшуюся линию Södra Lidingöbanan со временем стали называть просто Lidingöbanan.
Обе сохранившиеся в лене Стокгольм с 1960-х гг. трамвайные линии (Nockebybanan и [Södra] Lidingöbanan), пережив серьезную модернизацию в соответствиями со всеми требованиями времени, работают и сегодня – наряду с современнейшей (введенной в эксплуатацию в 2010) линией Spårväg City, которая действует в самом центре Стокгольма (ее инфраструктуру использует и музейная Djurgårdslinjen, возрожденная в 1991), а также линией современного скоростного трамвая Tvärbanan (первый ее участок был открыт на юго-западе Стокгольма в самом начале 2000), которая в настоящее время по своей роли близка к дополнительной хордовой линии метрополитена.
Информация: Spårväg City (S7) и Djurgårdslinjen (S7N)
Информация: Spårväg City (S7) и Djurgårdslinjen (S7N)
Spårväg City (Спорвег Сити; дословно со шведского – «Трамвай Большого города») – современнейшая трамвайная линия в самом центре Стокгольма, имеющая маршрутный номер 7.
Регулярное движение трамваев по линии Spårväg City от Sergels torg (Сергельс торг) до Waldemarsudde (Вальдемарсудде) было открыто 23 августа 2010 г., причем на бóльшей части своей трассы эта линия основывалась на инфраструктуре музейной (с использованием старинных вагонов) трамвайной линии Djurgårdslinjen (Юргордслиньен).
В свою очередь, музейная Djurgårdslinjen была воссоздана еще в 1991 г. на участке Norrmalmstorg – Waldemarsudde (под маршрутным номером 7) благодаря усилиям энтузиастов из Svenska Spårvägssällskapet (SSS; Шведское Трамвайное общество – некоммерческая организация, основанная в 1959 под названием Stockholms Spårvägssällskap). В настоящее время эта линия действует совместно со Spårväg City под маршрутным номером 7N на участке Norrmalmstorg – Skansen (Норрмальмсторг – Скансен; буква N – сокращение от Norrmalmstorg – была добавлена к номеру маршрута 23.08.2010). Работающий на Djurgårdslinjen в числе прочих старинных трамваев вагон-ресторан следует по-прежнему до конечной остановки Waldemarsudde.

В конце 1990-х и на протяжении 2000-х гг. неоднократно активно обсуждались планы возрождения трамвая в центральной части Стокгольма (Stockholms innerstad) на базе действующей музейной Djurgårdslinjen с последующим продлением новой современной трамвайной линии:
– в западном направлении, от Norrmalmstorg по Hamngatan к Sergels torg, затем по Klarabergsgatan к Stockholms centralstation (Центральному вокзалу Стокгольма), далее на остров Kungsholmen с включением таких важных улиц и площадей острова, как Kungsholmsgatan, Fleminggatan, Fridhemsplan, Drottningholmsvägen и Lindhagensplan; при этом вызывал дискуссии вопрос о том, где именно должна заканчиваться линия (наиболее реальным вариантом было ее продление от Lindhagensplan на северо-запад по Lindhagensgatan почти до самого берега залива Ulvsundasjön [Ульвсундашён] – до прибрежной улицы Hornsbergs Strand);
– в северо-восточном направлении, от моста Djurgårdsbron по Strandvägen, затем по Oxenstiernsgatan и Lindarängsvägen к главным портовым терминалам Стокольма Frihamnen и Värtahamnen, далее до станции метро Ropsten на одноименном мысе, где планировалось обеспечить соединение с действующей трамвайной линией Lidingöbanan (связывающей Ropsten с ближним островом Lidingö, на территории которого располагается соседняя одноименная коммуна в составе лена Стокгольм).

Некоторое время во второй половине 2000-х гг. реализация проекта современной трамвайной линии от Hornsbergs Strand до Ropsten даже считалась делом практически решенным, обсуждались только сроки. Однако от планов продления новой линии на остров Kungsholmen в конце концов решили отказаться в связи с экономической нецелесообразностью (предполагаемый пассажиропоток был в итоге признан недостаточным), ограничившись к западу от Norrmalmstorg лишь 2 новыми остановками: Kungsträdgården и конечной Sergels torg (существует, впрочем, вероятность продления Spårväg City в западном направлении до главного транспортно-пересадочного узла Стокгольма T-Centralen).
Что касается вопросов, связанных со строительством трамвайной линии от Djurgårdsbron до Ropsten, то их решение неоднократно переносилось на неопределенные сроки; в настоящее время этот проект увязывается с масштабнейшими планами дальнейшей комплексной жилой застройки территории Norra Djurgårdsstaden (включающей бывшие портовые и промышленные зоны на северо-востоке центральной части Стокгольма [Stockholms innerstad], в городском округе [stadsdelsområde] Östermalm), а также с планами строительства нового моста Lilla Lidingöbron (существующий старый мост Gamla Lidingöbron будет снесен) через пролив Lilla Värtan – от мыса Ropsten на остров Lidingö – для движения трамваев модернизированной линии Lidingöbanan, велосипедов и пешеходов.
Реализация проекта объединения в единую систему трамвайных линий Spårväg City и Lidingöbanan начнется, вероятно, лишь после 2020 г.

Осенью 2012 г. была начата комплексная реконструкция площади Sergels torg, в том числе с целью переноса конечной остановки трамвайной линии Spårväg City к западу от площади, на улицу Klarabergsgatan (подразумевалась также возможность дальнейшего продления линии в западном направлении в будущем), для облегчения и ускорения доступа к станции метро T-Centralen (всех 3 существующих в городе линий: зеленой [маршруты T17, T18, T19], красной [маршруты T13, T14], синей [маршруты T10, T11]), строящейся подземной станции Stockholm City пригородной железной дороги Стокгольма (Stockholms pendeltåg) и Центральному вокзалу Стокгольма (Stockholms centralstation).

(Будущая подземная станция пригородных поездов Stockholm City находится в пределах Norrströmstunneln [тоннеля Норрстрём], который, в свою очередь, является участком Citybanan [Ситибанан] – строящегося с 2009 под центральной частью Стокгольма [частично также под территорией соседней коммуны Solna] железнодорожного тоннеля, предназначенного для полного отделения трафика всех пригородных поездов [pendeltåg] от трафика региональных поездов [regionaltåg] и поездов дальнего следования [fjärrtåg], прибывающих на сильно загруженный Центральный вокзал.
Проект Citybanan предусматривает строительство 6 последовательных тоннелей [в порядке с юга на север: Södermalmstunneln, Söderströmstunneln, Norrströmstunneln, Norrmalmstunneln, Vasatunneln, Tomtebodatunneln {под территорией коммуны Solna}; суммарная протяженность более 6 км] и 2 новых подземных станций Stockholms pendeltåg – Stockholm City [под станцией метро T-Centralen] и Stockholm Odenplan [под станцией метро Odenplan, в пределах Vasatunneln], открыть которые для пассажиров планируется в июле 2017.)

В январе 2016 г. в связи с проводимой реконструкцией площади Sergels torg остановки Sergels torg и Kungsträdgården трамвайной линии Spårväg City были временно закрыты, конечной остановкой этой линии на некоторое время стала Norrmalmstorg (она же является конечной остановкой музейной Djurgårdslinjen).
Завершение всех работ, связанных с реконструкцией площади Sergels torg, и открытие новой одноименной конечной остановки Spårväg City (на улице Klarabergsgatan) запланированы на 2018 г.; на сегодняшний день конечной остановкой Spårväg City является Kungsträdgården.

Общая протяженность трамвайной линии Sergels torg – Waldemarsudde равна 3,6 км; всего линия Spårväg City насчитывает 11 остановок, музейная Djurgårdslinjen (Norrmalmstorg – Skansen) – 8 остановок.

Обычные интервалы движения трамваев на линии Spårväg City составляют 7–8 минут в дневное время, в утренние и вечерние часы они увеличиваются до 10–15 минут, рано утром и поздно вечером – до 20–30 минут (в 00:00 отправляется последний рейс до Waldemarsudde и обратно, после чего все оставшиеся до окончания работы линии рейсы сокращаются до Skansen). В летние месяцы устанавливается уменьшенный стандартный дневной интервал 6 минут. При необходимости (в случае очень большого пассажиропотока) могут назначаться дополнительные рейсы автобусов на участке Sergels torg – Skansen (также под маршрутным номером 7).

Музейная Djurgårdslinjen работает под управлением энтузиастов – членов Svenska Spårvägssällskapet (SSS; Шведское Трамвайное общество) ориентировочно в период с конца марта (или начала апреля) по вторую половину декабря:
с июня по август (конкретные даты каждый год объявляются дополнительно) – ежедневно (кроме понедельника) с 11 ч до 18–19 ч (по вторникам, когда в парке Skansen проходит летнее песенное шоу Allsång på Skansen, – до 22 ч);
в остальные месяцы – только по выходным и праздничным дням с 11 ч до 17–18 ч.
Обычные интервалы движения трамваев Djurgårdslinjen составляют 12–18 минут (как заявлено на официальном сайте линии), при этом кроме вагонов, отправляющихся по расписанию, без объявления времени может следовать дополнительный вагон по маршруту 7E Norrmalmstorg – Skansen – Norrmalmstorg.
Вагон-ресторан, представляющий собой переоборудованный гётеборгский трамвай (göteborgssläp), курсирует только по выходным и праздничным дням, кроме праздничных дней midsommarhelgen (дословно со шведского – «праздник середины лета»; праздник Midsommar [Мидсоммар] отмечается в Швеции в ближайшую начиная с 19 июня субботу и соответствует Ивану Купале – народному празднику восточных славян, посвященному летнему солнцестоянию).
На Djurgårdslinjen постоянно эксплуатируется ряд стокгольмских трамваев первого поколения, а также 5 трамваев из Гётеборга и 2 – из норвежской столицы Осло; годы производства работающих на линии старинных трамвайных вагонов находятся в диапазоне от начала 1900-х до конца 1950-х.
Информация: Tvärbanan (L22)
Информация: Tvärbanan (L22)
Трамвайная линия Tvärbanan (Твербанан; дословно со шведского – «Поперечная линия», или «Поперечная дорога»), имеющая маршрутный номер 22, представляет собой линию современного скоростного трамвая в лене Стокгольм (коммуны Стокгольм, Сундбюберг и Сольна), пересекающую в поперечном направлении (отсюда название) множество линий Стокгольмского метрополитена (Stockholms tunnelbana, T-bana) и пригородной железной дороги Стокгольма (Stockholms pendeltåg). Тем самым Tvärbanan дополнительно соединяет все эти линии друг с другом и обеспечивает непосредственную связь (минуя центр города с его сильно загруженным главным транспортно-пересадочным узлом T-Centralen) между различными районами в юго-восточной, южной, западной и северо-западной частях собственно Стокгольма (коммуны Стокгольм – с точки зрения административно-территориального деления лена Стокгольм), а также территориями соседних коммун Сундбюберг и Сольна (административно эти коммуны входят в состав лена Стокгольм и прилегают соответственно к северо-западной и северной частям коммуны Стокгольм, совместно вклиниваясь между ними).
В настоящее время Tvärbanan, в целом имеющая форму полукольца и задействующая практически все возможные варианты прокладки трамвайной линии в черте города (эстакады, тоннели, выделенные и совмещенные с дорожным полотном пути, подъездные железнодорожные пути, коридор совместно с наземным перегоном метро), по своей роли близка к дополнительной хордовой линии метрополитена (суммарная протяженность трамвайной линии L22 от станции Sickla udde [Сикла удде] на юго-востоке Стокгольма до станции Solna station [Сольна сташун] в коммуне Сольна составляет 18,2 км, общее количество станций – 25).

Проектные работы над будущей Tvärbanan начались в 1996 г. Проектирумая скоростная трамвайная линия должна была значительно уменьшить поток транзитных пассажиров в самом центре города, в районе главного транспортно-пересадочного узла T-Centralen (где сходятся все три линии метрополитена и расположен Центральный вокзал Стокгольма [Stockholms centralstation], а рядом с ним – Центральный автовокзал [Cityterminalen]), сократить количество пригородных поездов, которые необходимо было пропускать в пиковые часы через железнодорожное «бутылочное горлышко» в старинном островном районе Gamla stan (Гамла cтан, Старый город), а также серьезно улучшить транспортную связь между целым рядом городских районов, прежде всего в южной и западной частях Стокгольма.

Движение трамваев по первому участку Tvärbanan на юго-западе Стокгольма Gullmarsplan – Liljeholmen (Гулльмарсплан – Лильехолмен) было открыто 8 января 2000 г. В том же году, 1 июня, был сдан в эксплуатацию второй участок Liljeholmen – Alvik (Лильехолмен – Альвик).
Довольно скоро, 14 августа 2002 г., открылся и третий участок Gullmarsplan – Sickla udde (Гулльмарсплан – Сикла удде). В настоящее время ведутся работы по продлению этого участка до станции Sickla (Сикла) легкорельсовой системы Saltsjöbanan (Сальтшёбанан); планируется, что осенью 2017 г. новой южной конечной станцией Tvärbanan станет Sickla station (Сикла сташун).

От станции Alvik далее в северо-западном направлении и затем на восток – на территории соседних коммун Сундбюберг и Сольна – Tvärbanan была продлена лишь через 11 с лишним лет после ввода третьего участка: 28 октября 2013 г. началось движение трамваев на участке Alvik – Solna centrum (Альвик – Сольна сентрум); этот участок, получивший название Norr Solnagrenen (Норр Сольнагренен), или просто Solnagrenen (Сольнагренен), был продлен 18 августа 2014 г. до расположенной у станции Solna (Сольна) пригородной железной дороги Стокгольма (Stockholms pendeltåg) нынешней северной конечной станции Tvärbanan – Solna station (Сольна сташун).

Вследствие несовместимости железнодорожных сигнальных систем разных производителей, действующих на различных отрезках Tvärbanan к северу и югу от узловой станции Alvik, непрерывное (беспересадочное) движение трамваев по линии L22 до сих пор остается невозможным (вплоть до планируемой полной замены-унификации соответствующего оборудования на всех более старых южных отрезках линии, в совокупности составляющих южную часть Tvärbanan – Sicklagrenen [Сиклагренен]). По этой причине на станции Alvik для продолжения поездки по Tvärbanan далее в северном или южном направлении пассажирам необходимо совершить пересадку в другой трамвай (или состав из двух сцепленных трамваев), обслуживающий соответственно северную (Solnagrenen: Alvik – Solna station) или южную (Sicklagrenen: Alvik – Sickla udde) часть Tvärbanan. При этом станция Alvik трамваев линии Tvärbanan расположена под эстакадой – на нижнем ярусе, тогда как на верхнем ярусе этого большого транспортно-пересадочного узла находится совмещенная наземная станция Alvik, на которой предусмотрена возможность кросс-платформенной пересадки пассажиров между трамваями линии Nockebybanan (L12; Ноккебюбанан) и поездами метро (зеленая линия; маршруты T17, T18, T19).

Другой интересной пересадочной станцией на линии Tvärbanan является Liljeholmen, на которой существует возможность перехода на одноименную станцию метро (красная линия; маршруты T13, T14), а также на нижнюю станцию лифтовой системы (или просто лифта) Nybohovshissen (Нюбухувсхиссен), или Nybohovs hissbana (Нюбухувс хиссбана; hissbana дословно со шведского означает «подъемная дорога»; данное подъемно-транспортное устройство называют также bergbana – «фуникулер» и snedhiss – дословно со шведского «наклонный лифт»).
С помощью Nybohovshissen (открытие которого состоялось в далеком уже 1964) осуществляется подъем (или, соответственно, спуск) пассажиров от станции (метро и трамвайной линии Tvärbanan) Liljeholmen через тоннель на застроенную жилыми домами Nybohovsberget (Нюбухувсбергет, гору Нюбухув), имеющую высоту 58 м над уровнем моря и находящуюся на территории района (stadsdel) Liljeholmen в юго-восточной части Стокгольма (длина пробитого в этой горе наклонного тоннеля составляет 230 м, перепад высот – 37 м, время в пути – 2 минуты 16 секунд). Вход-выход с верхней (нагорной) станции Nybohovshissen расположен в длинном 7-этажном жилом доме по адресу Nybohovsbacken (Нюбухувсбаккен), 45.
Владельцем и оператором Nybohovshissen является компания Storstockholms Lokaltrafik AB (SL). Максимальная пассажировместимость лифта-вагона на обрезиненных колесах, установленная компанией SL, составляет 17 человек. В конце 2008 – начале 2009 г. вагон Nybohovshissen был отремонтирован и модернизирован; в частности, в нем разместили кресла для пассажиров, используемые в современных вагонах метрополитена Стокгольма.
Также стоит отметить, что на трамвайной линии Tvärbanan вблизи станции Liljeholmen существует короткий отрезок, на котором кроме движения трамваев осуществляются еще и грузовые железнодорожные перевозки; это единственное место в Швеции, где для трамвайного движения и железнодорожных грузоперевозок используется один и тот же рельсовый путь.

Ниже перечислены все 6 станций Tvärbanan (в порядке при движении от Sickla udde до Solna station), на которых возможна пересадка на соответствующие одноименные станции метро:
– Gullmarsplan (Гулльмарсплан; зеленая линия; маршруты T17, T18, T19);
– Globen (Глобен; зеленая линия; маршрут T19);
– Liljeholmen (Лильехольмен; красная линия; маршруты T13, T14; также возможен переход на нижнюю станцию лифта Nybohovs hissbana [Нюбухувс хиссбана]);
– Alvik (Альвик; зеленая линия; маршруты T17, T18, T19; также возможен переход на одноименную конечную станцию трамвайной линии Nockebybanan [L12; Ноккебюбанан]);
– Sundbybergs centrum (Сундбюбергс сентрум; синяя линия; маршрут T10; также возможен переход на станцию Sundbyberg [Сундбюберг] пригородной железной дороги Стокгольма [Stockholms pendeltåg]);
– Solna centrum (Сольна сентрум; синяя линия; маршрут T11).

Пересадка на пригородные поезда (pendeltåg) доступна на следующих 3 станциях Tvärbanan (перечислены в порядке при движении от Sickla udde до Solna station):
– станция Årstaberg (Орстаберг) Tvärbanan станция Årstaberg (Орстаберг) Stockholms pendeltåg (маршруты J35, J36, J38);
– станция Sundbybergs centrum (Сундбюбергс сентрум) Tvärbanan станция Sundbyberg (Сундбюберг) Stockholms pendeltåg (маршрут J35);
– станция Solna station (Сольна сташун) Tvärbanan станция Solna (Сольна) Stockholms pendeltåg (маршруты J36, J38).

Обычный интервал движения трамваев на линии Tvärbanan равен 10 минутам, тогда как минимальный интервал – в часы пик и только в южной части Sicklagrenen (Alvik – Sickla udde) – составляет 7,5 минут.

На 2017 г. запланировано начало строительства ответвления Tvärbanan – Norr Kistagrenen (Норр Чистагренен), которое должно пройти от станции Norra Ulvsunda (Норра Ульвсунда) – в северной части Tvärbanan (Solnagrenen), второй по счету от станции Alvik – через стокгольмский аэропорт Bromma (Бромма) и районы (stadsdelar) Rissne (Риссне) и Ursvik (Урсвик) коммуны Сундбюберг до района (stadsdel) Kista (Чиста), входящего в городской округ (stadsdelsområde) Rinkeby–Kista (Ринкебю–Чиста) коммуны Стокгольм, с планируемым последующим продлением в район (kommundel) Helenelund (Хеленелунд) коммуны Соллентуна, где можно будет совершить пересадку на пригородные поезда (pendeltåg) на действующей станции Helenelund.
Информация: Nockebybanan (L12)
Информация: Nockebybanan (L12)
Трамвайная линия Nockebybanan (Ноккебюбанан), имеющая маршрутный номер 12, обслуживает местность, известную как Gamla Bromma trädgårdsstad, также называемую просто Gamla Bromma, или Bromma trädgårdsstad, или Bromma villastad, или Södra Bromma (город-сад Гамла Бромма [Старая Бромма], также просто Гамла Бромма, или город-сад Бромма, или город вилл Бромма, или Сёдра Бромма [Южная Бромма]).
В настоящее время Gamla Bromma – это территория на юге городского округа (stadsdelsområde) Bromma (Бромма), прилегающего к центральной части Стокгольма (Stockholms innerstad) с запада, будучи отделенным от нее (точнее, от островного городского округа [stadsdelsområde] Kungsholmen [Кунгсхольмен] – одного из 4 городских округов, составляюших Stockholms innerstad) водами озера Mälaren (Меларен) – проливом Tranebergssund (Транебергссунд), заливом Essingefjärden (Эссингефьерден) и проливом Oxhålet, или Oxhålssundet (Оксхолет, или Оксхольссундет), в последовательности с севера на юг.
Трамвайная линия Nockebybanan начинается в районе (stadsdel) Alvik (Альвик), ее конечная станция Alvik совмещена на верхнем ярусе этого крупного транспортно-пересадочного узла с одноименной наземной станцией метро (зеленая линия; маршруты T17, T18, T19); там же возможна пересадка на трамвайную линию Tvärbanan (L22; Твербанан), станция Alvik которой находится на нижнем ярусе – под эстакадой. Заканчивается Nockebybanan в районе (stadsdel) Noсkeby (Ноккебю), при этом оба района – Alvik и Noсkeby – входят в состав городского округа (stadsdelsområde) Brommа.

Первый участок Nockebybanan, Alvik – Alléparken (Аллепаркен), открылся еще в 1914 г., а с 1929 г. линия Alvik – Noсkeby существует уже в современном виде (имеет протяженность 5,7 км и насчитывает 10 станций). Минимальные интервалы движения трамваев на линии Nockebybanan (в часы пик) составляют 6–7 минут.
Следует отметить, что на участке Alvik – Alléparken предусмотрено левостороннее трамвайное движение; это сделано с целью облегчить возможность кросс-платформенной пересадки пассажиров между трамваями линии Nockebybanan и поездами метро на совмещенной наземной станции Alvik (поскольку метрополитен Стокгольма был открыт еще в 1950, когда в Швеции действовало левостороннее движение, такой режим движения поездов метро сохраняется до сих пор).
Информация: Lidingöbanan (L21)
Информация: Lidingöbanan (L21)
Трамвайная линия Lidingöbanan (Лидингёбанан), имеющая маршрутный номер 21, начинается на мысе Ropsten (Ропстен) на северо-востоке Стокгольма, у одноименной конечной станции метро (красная линия; маршрут T13), на территории района (stadsdel) Hjorthagen (Хьортхаген), входящего в состав городского округа (stadsdelsområde) Östermalm (Эстермальм; один из 4 городских округов, составляюших центральную часть Стокгольма [Stockholms innerstad]).
Затем Lidingöbanan пересекает пролив Lilla Värtan (Лилла Вертан, Малый Вертан) по мосту Gamla Lidingöbron (Гамла Лидингёбрун, Старый Лидингёбрун; длина 750 м, ширина 9,1 м; построен в 1925 для движения трамваев, велосипедов и пешеходов; параллельно по отношению к нему [юго-восточнее] расположен надводный участок более высокого автомобильного моста Nya Lidingöbron [Нюа Лидингёбрун, Новый Лидингёбрун], открытого в 1971) и далее проходит по южной части острова Lidingö (Лидингё), входящего в состав Стокгольмского архипелага. Остров Lidingö имеет площадь 30,49 кв. км, от материка (территории городского округа Östermalm) он отделен проливом Lilla Värtan.
Начиная с середины XIX века жители Стокгольма любили проводить на острове Lidingö свое свободное время, позднее он был застроен дачами. Одноименный населенный пункт на острове, постепенно сформировавшийся в его юго-западной и центральной частях, в 1910 г. получил статус köping (чёпинг; промежуточный между деревней и городом, наподобие поселка городского типа), а в 1926 г. – городской статус (stad).
В 1971 г. в составе лена Стокгольм была образована коммуна Lidingö (с тогдашним городом Lidingö в качестве административного центра), включающая остров Lidingö и ряд близлежащих совсем мелких островков. С 1992 г. согласно решению властей коммуны в ней используется самоназвание Lidingö stad (город Лидингё).
С точки зрения шведского правительственного агентства Statistiska centralbyrån (SCB; Статистическое управление Швеции) до 2015 г. в коммуне Lidingö существовало 3 населенных пункта со статусом tätort (буквальное значение данного термина – «застроенная местность»; это любой населенный пункт с числом жителей не менее 200 человек и расстоянием между постройками не более 200 м, без учета преград в виде рек, дорог, парков и т. п.) – Lidingö (Лидингё), Brevik (Бревик, на востоке южной части острова), Sticklinge udde (Стиклинге удде, на северо-западе острова), а также несколько мелких населенных пунктов со статусом småort (буквально – «маленькое поселение»; это сельское поселение с числом жителей от 50 до 199 человек и расстоянием между постройками не более 150 м; данный термин редко используется вне сферы официальной статистики, в которой оно определяет населенные пункты, не подпадающие по количеству населения под статус tätort).
С 2015 г., после того как территория населенного пункта Brevik стала считаться единой с Lidingö, в качестве имеющих статус tätort SCB рассматривает только Lidingö и Sticklinge udde.
В то же время в самой коммуне Lidingö используется административно-территориальное деление на районы (stadsdelar), или округа (delområden). По состоянию на 31.12.2015 территория Lidingö stad (самоназвание коммуны) официально разделяется на 19 таких районов, или округов.
Движение трамваев на острове Lidingö открылось еще в 1907 г., когда был введен в эксплуатацию первый участок (Islinge [Ислинге] – Hersbyholm [Херсбюхольм]) трамвайной линии в северо-западной части острова, которая получила название Norra Lidingöbanan (Северная Лидингёбанан). В 1909 г. эта линия была продлена до конечной станции Kyrkviken (Чюрквикен), находившейся чуть севернее оконечности морского залива Kyrkviken, очень глубоко врезающегося в остров с востока и естественным образом разделяющего его на северную и южную части.
В 1909 г. также заработала паромная переправа между районом Islinge на западе острова Lidingö и мысом Ropsten на северо-востоке Стокгольма: с помощью двух паромов, каждый из которых мог перевозить 2 трамвайных вагона, Norra Lidingöbanan была связана с трамвайной сетью Стокгольма. Однако уже в 1914 г. (3 августа) паромная переправа Islinge – Ropsten была закрыта.
В том же 1914 г. (29 января) в юго-западной части острова Lidingö открылся первый участок (Herserud [Херсеруд] – Parkvägen [Парквеген]) новой трамвайной линии Södra Lidingöbanan (Южная Лидингёбанан), которая и стала основой современной Lidingöbanan. Чуть позднее (также в 1914) линия Södra Lidingöbanan была продлена до станции Brevik, в 1916 г. – до станции Gåshaga (övre) [Госхага {эвре}], а в 1919 г. – до станции Gåshaga brygga (Госхага брюгга) на юго-востоке острова.
В 1925 г. был введен в эксплуатацию мост Lidingöbron (нынешний Gamla Lidingöbron), напрямую связавший обе островные трамвайные линии со всей трамвайной сетью Стокгольма. Были открыты два новых трамвайных маршрута, первый из которых (с включением Norra Lidingöbanan) получил номер 20 (Humlegården – Sturegatan – Lidingövägen – Ropsten – Brogrenen – Islinge – Kyrkviken), а второй (с включением Södra Lidingöbanan) – номер 21 (Humlegården – Sturegatan – Lidingövägen – Ropsten – Brogrenen – Torsvik – Herserud – Gåshaga brygga).
В 1946 г. маршрут № 21 был немного сокращен – до станции Gåshaga övre.
В 1967 г., когда в Швеции произошел переход на правостороннее движение, трамвайная сеть Стокгольма была почти полностью ликвидирована; на материке конечной трамвайных маршрутов № 20 и № 21 стала станция Ropsten.
В 1971 г. в связи с постройкой автомобильного моста Lidingöbron (Nya Lidingöbron) было принято решение об окончательном закрытии трамвайной линии Norra Lidingöbanan. Линия Södra Lidingöbanan, однако, была сохранена; со временем ее стали называть просто Lidingöbanan.
В 2001 г. конечной Lidingöbanan на острове Lidingö снова стала (перестроенная) станция Gåshaga brygga (расположенная у пристани Gåshaga, где можно осуществить пересадку на обслуживаемые паромами водные маршруты).
В таком виде трамвайная линия Ropsten – Gåshaga brygga, полностью модернизированная в 2013–2015 гг., функционирует и сегодня (имеет протяженность 9,2 км и насчитывает 13 станций). Несмотря на то что бóльшая часть линии является однопутной, поддерживается относительно высокая частота движения трамваев; минимальные интервалы составляют 10 минут в каждом направлении.
Следует отметить, что в период с 1940 по 2009 г. линия Lidingöbanan относилась к железным дорогам; в прошлом по ней также осуществлялись различные грузовые перевозки.
В 2012 г. власти коммуны Lidingö (или Lidingö stad), в собственности которой находится мост Gamla Lidingöbron, приняли решение не модернизировать этот мост, а построить к северу от него (со сдачей в эксплуатацию ориентировочно в 2020) совершенно новый мост Lilla Lidingöbron (Лилла Лидингёбрун, Малый Лидингёбрун); при этом старый мост предполагается снести. В связи со строительством нового моста существуют также планы (правда, довольно неопределенные) связать в единую систему современные трамвайные линии Spårväg City и Lidingöbanan (вероятно, уже после 2020).