Русская версия
Главная страница
О науке, «истинном знании» и вере
(публицистическо-философская заметка)


Отрывок из двухтомной энциклопедии «Православие»* митрополита Илариона (Алфеева):
«Тому, кто сам опытно не ощутил присутствие Божие, невозможно доказать даже существование Бога. Все попытки доказательства бытия Божия, предпринимавшиеся в истории, были доказательствами для тех, кто желал их принять. <...>
Ни одно из... доказательств [Фомы Аквинского], основанных на философии Аристотеля, не сможет убедить неверующего человека в существовании Бога. Именно поэтому святоотеческое богословие Восточной Церкви в первом тысячелетии, а вслед за ним и православное богословие второго тысячелетия воздерживалось от попыток доказать бытие Божие при помощи рациональных доводов и логических выкладок. Как утверждает преподобный Максим Исповедник, бытие Божие воспринимается на веру, и эта вера "доступнее всякого доказательства", поскольку она есть истинное знание, "превышающее и ум, и разум"».

Что следует из цитируемого фрагмента? На мой взгляд, следует то, что вера и рациональное, научное знание формально не пересекаются, но при этом фактически удивительным образом могут совмещаться, особенно на православном Востоке (в отличие от куда более рационалистического Запада). Верить в Бога может и образованнейший ученый (как это ни покажется странным некоторым атеистам), и необразованный селянин.
Ни доказать, ни опровергнуть существование Бога невозможно, ибо все это внерационально и «воспринимается на веру». Нынешний атеист считает «истинным знанием» достигнутые на сегодняшний день научные знания (полагая веру в Бога пережитком прошлого, попросту заблуждением; воинствующие радикалы от атеизма – и вовсе формой некоего психического заболевания); истинно верующий же, согласно Максиму Исповеднику, за «истинное знание» принимает именно надрациональную веру – по крайней мере, так было в прошлом. Что касается современности, то каждый ученый или образованный человек из числа тех, кто верует, сочетает в себе веру в Бога (в той или иной форме) и опору на научные знания сугубо индивидуально, только ему одному ведомым образом.

Я полагаю, что наука не может и не должна бороться с верой в Бога или насаждать атеизм «в целях просвещения», но должна заниматься в первую очередь именно совершенствованием и дальнейшим развитием всей системы научных знаний, в которой места для Бога не существует по причине Его недоказуемости. Отношения же с Богом и вера – сугубо личное дело каждого отдельного индивида, фактически каждый сам для себя выстраивает собственную картину мира.


* Православие: в 2 т. – т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.: ил.