Русская версия
Главная страница

Ретро и музей

Фото Фото Фото Фото Фото
Фотографии, выполненные в стиле ретро, посвященные старине, воспоминаниям о прошлом, а также фотографии, свидетельствующие об истории общества и природы, событий и явлений, предметов и вещей.
Серии фотографий (серий: 2; фотографий: 85)
Название:
Брянская область. Историко-географические мотивы (76 фото)
Описание:
Монохромные фотографии, связанные с историей, культурой, хозяйством и природой Брянской области (образована 5 июля 1944 в составе РСФСР) – субъекта Российской Федерации, расположенного в Центральной России, к юго-западу от Москвы, на границе с Украиной и Беларусью.
Площадь Брянской области составляет 34 857 кв. км, население – 1 192 491 человек (здесь и далее данные по численности населения – оценка на 01.01.2020), плотность населения – 34,21 человек на 1 кв. км. Городское население – 839 822 человека (70,43 %), сельское население – 352 669 человек (29,57 %).
Административный центр области – город Брянск (402 675 человек – 33,77 % населения всей области). Другие значительные города (население не менее 10 000 человек): Клинцы (62 992), Новозыбков (39 510), Дятьково (26 161), Унеча (22 820), Стародуб (18 156), Карачев (17 169), Жýковка (16 448), Почеп (16 389), Сельцо (16 368), Трубчевск (13 613), Фокино (12 759), Сураж (10 728).
Название:
Южноуральские пейзажи (9 фото)
Описание:
Монохромные ретро-фотографии, сделанные на Южном Урале и в Южном Приуралье (Республика Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области).

Южный Урал – часть территории Урала к югу от широтного участка течения реки Уфы до реки Урал (длина около 550 км, высота до 1640 м, г. Ямантау), расположенная в Челябинской и Оренбургской областях и Республике Башкортостан.
Приуралье – природная территория прилегающих к Уралу окраин 2 великих равнин России: Восточно-Европейской (Предуралье) и Западно-Сибирской (Зауралье).

Территория Предуралья прилегает к западным склонам Уральских гор, расположена в бассейнах рек Печора и Кама (в Республике Коми, Кировской области, Пермском крае, Свердловской области, Республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан, Самарской и Оренбургской областях).
Территория Зауралья прилегает к восточным склонам Уральских гор, расположена в бассейнах рек Тобол и Обь (в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Свердловской, Курганской, Челябинской и Оренбургской областях, а также Костанайской области Казахстана).
Отдельные фотографии, входящие в серии из других разделов (6 фото)
Фотографии (5) из серии:
Санкт-Петербург. Летние виды и сюжеты в питерскую погоду (всего фото в серии: 33; раздел: Город и архитектура)
Описание серии:
Летние виды, фрагменты и сюжетные зарисовки из Санкт-Петербурга – одного из наиболее замечательных и красивых городов мира – в самую что ни на есть питерскую погоду – пасмурную, прохладно-сырую, часто ветреную и дождливую, когда, согласно питерской же поговорке, дождь идет из неба, а не из туч, как везде.
Комментарии к работам из данной серии включают много разнообразной интересной информации, относящейся к объектам, представленным на фотографиях Северной столицы России, а также содержат экскурсы в историю города и всего Российского государства.
Фотографии (1) из серии:
Московские зарисовки (всего фото в серии: 24; раздел: Город и архитектура)
Описание серии:
Городские пейзажи и виды Москвы, зарисовки из московской жизни.
Серия:
Брянская область. Историко-географические мотивы (76 фото)
Описание:
Монохромные фотографии, связанные с историей, культурой, хозяйством и природой Брянской области (образована 5 июля 1944 в составе РСФСР) – субъекта Российской Федерации, расположенного в Центральной России, к юго-западу от Москвы, на границе с Украиной и Беларусью.
Площадь Брянской области составляет 34 857 кв. км, население – 1 192 491 человек (здесь и далее данные по численности населения – оценка на 01.01.2020), плотность населения – 34,21 человек на 1 кв. км. Городское население – 839 822 человека (70,43 %), сельское население – 352 669 человек (29,57 %).

Административный центр области – город Брянск (402 675 человек – 33,77 % населения всей области; население городского округа город Брянск – 420 444 человека), включающий 4 административных (внутригородских) района: Советский (111 591 человек; старейший и центральный внутригородской район); Володарский (69 700 человек); Фокинский (69 919 человек; эти 3 района образованы в 1951); Бежицкий (151 465 человек; образован в 1956, когда в состав Брянска вошел ближний город [с 1925] Бежица).
Другие значительные города (население не менее 10 тыс. человек): Клинцы (62 992), Новозыбков (39 510), Дятьково (26 161), Унеча (22 820), Стародуб (18 156), Карачев (17 169), Жýковка (16 448), Почеп (16 389), Сельцо (16 368), Трубчевск (13 613), Фокино (12 759), Сураж (10 728).

В настоящее время с точки зрения административно-территориального устройства Брянская область включает 4 города областного подчинения и 27 районов; с точки зрения муниципального устройства – 5 городских округов, 2 муниципальных округа и 24 муниципальных района, в которых насчитывается 29 городских и 176 сельских поселений.
По состоянию на текущий момент в Брянской области существует 39 городских населенных пунктов, из них 16 городов (4 города областного значения и 12 городов районного [местного] значения) и 23 поселка городского типа.
  
Название фото:
Комментарий к фото:
Расположенное в центре нынешнего Советского района Брянска (между улицами Калинина, Пятницкая и Верхний Судок) городище Покровская Гора считается местом, на котором после монгольского нашествия был вновь отстроен древнерусский город Дебрянск (Дьбряньск, Дьбрянск, Дебрянеск, современный Брянск), первоначально возникший примерно в 985 г. на территории археологического комплекса Чашин Курган (на мысу коренного берега реки Десны напротив устья впадающей в нее Болвы) и сожженный в марте 1238 г. (при этом жители прежнего Дебрянска, предупрежденные об опасности, заранее в организованном порядке покинули город и уцелели, в то время как основные монгольские силы затем двинулись от берегов Десны в направлении Козельска, где им еще предстояло понести тяжелейшие потери в результате семинедельной осады).
Городище Покровская Гора занимает часть мыса правобережной террасы Десны, вытянутого с севера на юг и ограниченного поймой реки и оврагом Верхний Судок; оно состоит из двух частей: меньшая, близкая по форме к треугольнику, занимает оконечность мыса и поднимается над рекой на высоту 30 м; бóльшая, трапециевидная, территория примыкает к меньшей с северо-востока и в своей верхней точке поднята на высоту 45 м.

После разгрома монголами Чернигова (1239) и мученической смерти в Орде (1246) св. благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1179–1246; князь Черниговский с 1223 [с перерывами; по другой версии, с 1226], великий князь Киевский в 1238–1239 и 1241–1243) князь Роман Михайлович (? – после 1288), его сын (потомок Рюрика в 12-ом колене), перебрался под защиту глухих лесов (в которые ранее не решились углубиться монгольские полчища) и вновь сооруженных городских укреплений на Покровской горе (расположенной ниже по течению Десны, в 5 км к юго-юго-востоку от прежнего Дебрянска [на месте Чашина Кургана]) и в 1246 г. основал в заново отстроенном Дебрянске княжеский престол. Тогда же сюда был перенесен двор епископа Черниговского, и с 1246 по 1500 г. (с перерывами) Брянск (с течением времени название Дебрянск постепенно упростилось в Брянск) являлся центром Черниговской (позднее Черниговской и Брянской [или Дебрянской]) епархии.
Роман Михайлович Брянский (Старый) княжил в Брянске до самой своей смерти в конце XIII в. (с 1263, после отвоевания Чернигова у литовцев, был также князем Черниговским); окружающие города – Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Курск, Москва, Владимир – тогда были разграблены, а Брянск процветал, став также религиозным центром всей Юго-Западной Руси.
В 1299 г., когда в результате очередного монголо-татарского нашествия снова подвергся разорению Киев, некоторое время в Брянске проживал сам предстоятель Русской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Руси Максим (1283–1305) со всем клиром, решивший тогда перенести митрополичью резиденцию («седалище») из угасшего Киева во Владимир-на-Клязьме (при этом вплоть до 1461 все русские православные митрополиты, резиденции которых находились как во Владимире, так и в Москве, продолжали именоваться митрополитами Киевскими и всея Руси).
На высокой Покровской горе над Десной, с которой прекрасно просматривались окрестности, город тогда имел кремль, укрепленный валом со стеной и рвом. Форпостами были 2 монастыря: Свенский Свято-Успенский, основанный князем Романом Михайловичем Брянским (Старым) в 1288 г. на крутом берегу в 3 км ниже по течению Десны, и Петропавловский (Петро-Павловский, Петровский), основанный во II половине XIII в. (по преданию – в 1275) сыном Романа Брянского преподобным благоверным князем Олегом Романовичем (ок. 1245 – 1307) рядом с кремлем, на соседней Петровской горе (монастырь этот был разорен советской властью и окончательно закрыт в 1923; определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 07.10.2002 возобновлен как Петропавловский [Петро-Павловский] женский епархиальный монастырь, по ходатайству епископа Брянского и Севского Феофилакта [2002–2011]).

Покровский собор (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) – старейший сохранившийся православный храм в Брянске, находится в бывшей крепости, на самом высоком месте Брянска, играет важную роль в его силуэте. Был построен в 1698 г. на средства брянского стольника Евстрата Тимофеевича Алымова
(? – после 1706) вместо старой деревянной церкви, упоминавшейся в документах 1603 и 1613 гг. Вероятнее всего, деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в Брянской крепости еще в XIV в.; после упразднения в 1500 г. самостоятельной Черниговской и Брянской епархии с кафедрой в Брянске он стал соборным (главным в городе) вместо храма Преображения Господня (Спасо-Гробовской церкви).
(Расположенный на бровке обрыва над Десной первоначальный деревянный храм Преображения Господня в Брянске [ныне на его месте, рядом с гостиницей «Брянск», стоит возведенная в 1904 в неорусском стиле кирпичная церковь] существовал уже в XIV в. [точное время постройки неизвестно] и являлся кафедральным собором Черниговской и Брянской епархии до ее упразднения в 1500 [после переноса в 1246 епископской кафедры из Чернигова в Брянск епископы Черниговские со временем стали именоваться Черниговскими и Брянскими {или Дебрянскими}]; в летописи Спасо-Гробовского храма упомянуто, что «означенный храм построен на гробах брянских архипастырей Нектария и Нафанаила [епископов Черниговских и Брянских], поэтому храм называется с давних пор Спасо-Гробовским или – что на владычних гробех».)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы являлась соборным городским храмом до 1798 г., после чего храм на Покровской горе стал приходским, а с 1876 г. – приписным к новому Покровскому (Новопокровскому, Преображенскому) собору (официальное его название – Покровский, местное название Новопокровский использовалось для отличия от старого Покровского собора [который как раз представлен на данной фотографии], бытовало также название Преображенский – по главному престолу).

(Новопокровский собор был возведен в 1862–1897 на центральной Соборной площади города Брянска [сегодня это территория Набережной, ядро которой составляет Славянская площадь] на месте разобранной [в 1862] Преображенской церкви [построена князьями Барятинскими {Борятинскими} – братьями Даниилом {?–1696} и Алексеем Афанасьевичами в 1690-х; в 1798 стала соборным храмом города, также именовавшимся Покровским собором] – главного храма стоявшего здесь Спасо-Преображенского [Спасо-Поликарпова] монастыря [основанного, вероятнее всего, преподобным Поликарпом Брянским не позднее начала XVI в. и упраздненного в 1764].
Новопокровский собор сооружался на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина [1805–1879]. На время строительства соборным [главным] храмом города была определена стоявшая рядом Рождество-Богородицкая церковь того же бывшего монастыря [построена князьями Даниилом и Алексеем Барятинскими {Борятинскими} в 1694].
16.07.1875 в Брянске произошел катастрофический пожар, уничтоживший значительную часть города [даже каменные строения получили серьезные повреждения]. Сгорел и обрушился деревянный купол возводившегося собора, постройка которого близилась к завершению; сильно пострадала также соседняя Рождество-Богородицкая церковь [из-за последствий этого пожара она была разобрана в 1880]. Однако уже в 1876 был освящен правый престол – во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1879 – левый престол, во имя святого великомученика Иоанна Воина; тогда же было устроено и отопление храма.
Дальнейшее строительство собора замедлилось в связи со смертью главного жертвователя – Н. А. Вязьмитина, который тем не менее завещал на достройку собора значительный капитал. Лишь в 1897 был освящен главный, средний престол собора – во имя Преображения Господня. В том же году была окончена постройка трехпрестольного мраморно-мозаичного иконостаса, который обошелся в 40 тыс. рублей и создавался в течение двух лет академиком живописи Виктором Дормидонтовичем Фартусовым [1840–?].

Новопокровский собор, возвышавшийся на насыпном холме высотой 5 саженей [около 11 м], хорошо просматривался с обеих сторон в перспективе тянувшейся вдоль правого берега реки Десны Московской улицы [ныне улица Калинина], которая делала здесь небольшой изгиб; собор представлял собой ярко выраженную архитектурную доминанту [в облике которой хорошо просматривался утверждавшийся в культовом строительстве того времени официальный русско-византийский стиль] всей центральной части города.

Так выглядела Московская улица в районе центральной Соборной площади города Брянска в начале XX в.:
Брянск. Московская улица, Соборная площадь и Новопокровский собор в начале XX в.
После образования 01.04.1920 Брянской губернии [просуществовавшей до 1929] в декабре того же года была восстановлена и самостоятельная Брянская [Брянская и Севская] епархия. На непродолжительное время Новопокровский собор стал кафедральным: здесь проводились съезды духовенства новой епархии. Однако уже в 1924 собор был закрыт советской властью как «вредный очаг сосредоточения контрреволюционного элемента». С 1925 в здании собора разместился Народный дом [клуб] имени 25 октября [в 1929 при нем открыли антирелигиозный музей], который в 1930-х был преобразован в кинотеатр «Октябрь».
В годы Великой Отечественной войны Новопокровский собор сильно пострадал. После войны здание собора долгое время стояло в руинированном виде, пока по решению Брянского горсовета [в рамках очередной кампании по борьбе с религией, прокатившейся по Советскому Союзу в 1960-х] не было полностью снесено посредством взрыва ранним утром в субботу 20.07.1968.

Так выглядел находившийся в руинированном состоянии Новопокровский собор перед его сносом в 1968:
Руины Новопокровского собора перед его сносом в 1968 г.
Холм, на котором стоял собор, вскоре был срыт до основания, что позволило спрямить улицу Калинина. За счет образовавшегося пустыря на некоторое время был расширен существовавший по соседству рынок, а к 1000-летнему юбилею города [в 1985] здесь был сооружен концертный зал «Дружба» Брянской областной филармонии.
В 2002 на месте взорванного Новопокровского собора в память о нем была построена и освящена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приписанная ныне к старому Покровскому собору [церкви Покрова Пресвятой Богородицы]).

В 1799 г. была разобрана шатровая колокольня Покровской церкви, позднее разобраны также четыре боковых главы и к трапезной сделана широкая двухэтажная пристройка с новой колокольней.
В 1896 г. епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку (существовавшему в 1863–1918 и дислоцировавшемуся в Брянске), богослужения в нем совершали полковые священники. С началом Первой мировой войны, в 1914–1916 гг. в храме не было постоянного священника (служили священники разных воинских частей), а с 1916 г. богослужения прекратились.
В апреле 1919 г. храм был закрыт и первоначально передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных архивных учреждений. Так, в 1926 г. здесь размещалось архивохранилище Октябрьской Революции, а в послевоенные годы – архив областного управления МВД.
В ходе многочисленных реконструкций XX в. были утрачены глава и колокольня храма. В 1974 г. произведена реставрация здания (архитектор Э. М. Кодисова) с приспособлением под учреждения культуры, последним из которых стал Дом народного творчества.
Весной 1991 г. церковь была возвращена верующим; 24 мая епископ Орловский и Брянский Паисий (1988–1994) освятил верхний храм (с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы), в нем возобновились регулярные богослужения. В 1995 г. нижний храм (с престолом в честь святителя Алексия Московского [в миру Елевферий Федорович Бяконт {между 1292 и 1305 – 1378}, сын боярина Федора Бяконта, выходца из Чернигова; митрополит Киевский и всея Руси с 1354, выдающийся русский государственный деятель, дипломат; в церковно-богослужебных текстах именуется «святителем Московским и всея России чудотворцем»]) также был освящен архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком (1994–2002). В том же году архиепископ Мелхиседек освятил и престол придела во имя преподобных Олега (благоверного князя Олега Романовича) и Поликарпа Брянских.
(Преподобный Поликарп – брянский святой подвижник и чудотворец; не исключено, что он происходил из рода князей Барятинских [Борятинских] – потомков св. благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Прославленным святым Русской Православной Церкви преподобный Поликарп Брянский стал во II половине XVII в.; в честь Поликарпа Чудотворца именовался упоминавшийся ранее брянский Спасо-Преображенский [Спасо-Поликарпов] монастырь [основанный, по преданию, самим преподобным Поликарпом – его первым настоятелем, вероятнее всего, не позднее начала XVI в.].)

В архитектуре церкви Покрова Пресвятой Богородицы своеобразно переплетены традиции XVII в. с новыми «нарышкинскими» приемами рубежа XVII–XVIII вв. Характерный для своего времени бесстолпный пятиглавый двухэтажный храм (внизу теплая церковь с престолом в честь святителя Алексия Московского, вверху холодная с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы) с кирпичными стенами, покрытыми обмазкой. Двухъярусный, сильно вытянутый по продольной оси объем состоит из основного четверика, возвышающегося над развитым алтарем с тремя апсидами, и сравнительно короткой трапезной, которую значительно удлиняет пристройка. Традиционность трехчастной композиционной схемы нарушает необычная форма пятиглавия с постановкой малых глав вокруг центральной по сторонам света, что характерно для украинской архитектуры.
Живописности убранства фасадов, основанного на немногих использованных деталях, способствует асимметричное размещение проемов. На углах объемов в нижнем ярусе парные полуколонки, в верхнем простые лопатки, цокольный и междуэтажный пояса, а также более нарядный венчающий карниз с четырьмя рядами «пилы» и городками – все эти формы восходят к середине XVII в. Архаично выглядят также три боковых портала с перебитыми дыньками полуколонками и килевидными архивольтами. Два из них, расположенные на северном и южном фасадах и сильно сдвинутые с их оси, ведут в нижний храм, а третий, на уровне второго яруса северного фасада, видимо, прежде имел наружное крыльцо с деревянной лестницей-всходом. В то же время наличники окон с полуколонками и разорванными фронтонами выполнены в формах «нарышкинского» барокко.

В интерьере основные помещения на обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь – сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные.
Когда-то в этих местах на высоком правом берегу Десны, круто обрывающемся к пойме и рассеченном глубокими оврагами (самые крупные – Верхний и Нижний Судки, в каждом из которых протекает одноименный ручей и находится улица с таким же названием; подробнее об этих оврагах см. в комментарии к 13-й фотографии в данной серии), располагались труднопроходимые леса. Вообще первоначальное наименование современного города Брянска – Дебрянск (Дьбряньск, Дьбрянск, Дебрянеск), впервые упоминаемое в Ипатьевской летописи под 1146 г., связано именно с этими дремучими лесами.

После разгрома монголами Чернигова (1239) и мученической смерти в Орде (1246) св. благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1179–1246; князь Черниговский с 1223 [с перерывами; по другой версии, с 1226], великий князь Киевский в 1238–1239 и 1241–1243) князь Роман Михайлович (? – после 1288), его сын (потомок Рюрика в 12-ом колене), перебрался под защиту глухих лесов (в которые ранее не решились углубиться монгольские полчища) и вновь сооруженных городских укреплений на Покровской горе (расположенной ниже по течению Десны, в 5 км к юго-юго-востоку от прежнего Дебрянска [основанного как укрепленное поселение примерно в 985 на месте нынешнего археологического комплекса Чашин Курган, на высоком правом берегу реки Десны напротив устья Болвы], сожженного в ходе монгольского нашествия в марте 1238 [при этом жители прежнего Дебрянска, предупрежденные об опасности, заранее в организованном порядке покинули город и уцелели]) и в 1246 г. основал в заново отстроенном Дебрянске княжеский престол. Тогда же сюда был перенесен двор епископа Черниговского, и с 1246 по 1500 г. (с перерывами) Брянск (с течением времени название Дебрянск постепенно упростилось в Брянск) являлся центром Черниговской (позднее Черниговской и Брянской [или Дебрянской]) епархии.
Роман Михайлович Брянский (Старый) княжил в Брянске до самой своей смерти в конце XIII в. (с 1263, после отвоевания Чернигова у литовцев, был также князем Черниговским); окружающие города – Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Курск, Москва, Владимир – тогда были разграблены, а Брянск процветал, став также религиозным центром всей Юго-Западной Руси.

Справа на фото видна (уходящая в глубь кадра) улица Энергетическая (старое название – Мясные ряды; единственная сохранившаяся в Брянске улица доекатерининских времен), далее переходящая (сразу за перпендикулярной ей улицей Горького [старое название – Авиловская, Авиловская гора], немного не доходя до крупной Славянской площади) в боковой проезд улицы Калинина (просматривающейся на фото вдали), которая тянется вдоль реки Десны почти на всем протяжении Советского района Брянска – его старейшей части (улица Калинина является самой длинной улицей Советского района и одной из наиболее протяженных улиц по городу в целом; ее историческое название – Московская [Большая Московская]; после октябрьского переворота 1917 была переименована в улицу III Интернационала; в годы Великой Отечественной войны было временно восстановлено название Московская; при объединении Брянска и Бежицы в один город в 1956 бежицкая одноименная улица сохранила свое название, а брянская была переименована в улицу Калинина).

Вдали слева (за 3-этажным зданием желтого цвета, в котором сегодня размещается 2-й корпус Брянского медико-социального техникума имени академика Н. М. Амосова) видно сложное архитектурное сооружение серого цвета – это концертный зал «Дружба» Брянской областной филармонии, построенный в 1985 г. – к 1000-летнему юбилею Брянска. На расположенную за ним Славянскую площадь (которую вместе с прилегающей территорией, представляющей собой расширение улицы Калинина, жители Брянска обычно называют просто Набережной; это одно из самых популярных мест летнего отдыха и развлечений в городе) выходят несколько старинных зданий – памятников архитектуры (в том числе купеческое подворье, городская усадьба). В центральной части Славянской площади ранее находился монументальный фонтан «Дружба народов» (сооруженный в том же 1985); в ходе реконструкции Набережной в 2018 г. он был полностью демонтирован и заменен на новый, не столь представительный светомузыкальный фонтан в виде одуванчика из стандартных блоков, производящихся конвейерным способом.

В комментарии к предыдущим двум фотографиям рассказывалось о том, что в районе современной Набережной (несколько западнее нынешнего концертного зала «Дружба»), на центральной Соборной площади Брянска некогда возвышался величественный Новопокровский собор – центральный городской собор в конце XIX – начале XX в., построенный (в 1862–1897) на насыпном холме (высотой около 11 м) на месте древнего Спасо-Преображенского (Спасо-Поликарпова) монастыря (основанного, вероятнее всего, преподобным Поликарпом Брянским не позднее начала XVI в. и упраздненного в 1764). Новопокровский собор хорошо просматривался с обеих сторон в перспективе Московской улицы (делавшей здесь небольшой изгиб) и представлял собой выразительнейшую архитектурную доминанту всей центральной части тогдашнего Брянска. В едином ансамбле с собором высилась оставшаяся от Спасо-Поликарпова монастыря кирпичная надвратная шатровая колокольня (построенная в 1690-х князьями Барятинскими [Борятинскими] – братьями Даниилом [?–1696] и Алексеем Афанасьевичами) – редкий для города памятник древнерусского традиционного зодчества. Собор этот, находишийся после окончания Великой Отечественной войны в руинированном состоянии, был полностью снесен по решению Брянского горсовета в 1968 г., в рамках очередной кампании по борьбе с религией, прокатившейся по Советскому Союзу в 1960-х гг. Тогда же была уничтожена и шатровая колокольня.


Общий вид города Брянска с Покровской горы в начале XX в.:
Общий вид города Брянска с Покровской горы в начале XX в.
Вид в направлении Новопокровского собора с Авиловской горы (улицы Авиловской, ныне улица Горького), начало XX в.:
Вид в направлении Новопокровского собора с Авиловской горы, начало XX в.
Перспектива Московской улицы (ныне улица Калинина) с Новопокровским собором, начало XX в.:
Перспектива Московской улицы (ныне улица Калинина) с Новопокровским собором, начало XX в.
Курган Бессмертия – величественный памятник павшим в борьбе с фашизмом (Брянск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 17 сентября 1943 года), один из символов и одна из важнейших достопримечательностей Брянска. Курган Бессмертия представляет собой искусственную земляную насыпь в виде пятигранного холма общим объёмом свыше 20 тыс. куб. м и высотой 12 м, которую венчает 18-метровый бетонный пилон в виде пятиконечной звезды.

Авторы Кургана Бессмертия – архитекторы Василий Николаевич Городков (1914–1997) и Владимир Александрович Тепляков (автор пилона; р. 1940; работал в Брянске в 1972–1978, оставив заметный след в его градостроительной истории). Курган был заложен 7 мая 1967 г. в Советском районе города, в лесопарковой роще «Соловьи» (объявленной в 1962 памятником природы регионального значения); в его основание легла священная земля с братских могил в городах и селах Брянщины, с памятных мест городов-героев, с болгарской Шипки, символизирующей братство славянских народов. В торжественной церемонии закладки Кургана приняли участие матери солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, ветераны войны, революции и комсомола, Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, руководители и участники партизанского движения и подполья, воины Советской Армии и молодежь города.

Сооружение Кургана Бессмертия было приурочено к 50-летию Октябрьской революции. В основание Кургана поместили орудийный ствол с капсулой, в которой содержится обращение к потомкам – жителям Брянска 2017 года (год 100-летия Октября): «Дорогие товарищи, друзья, люди XXI века!.. Никогда не забывайте героического прошлого нашего партизанского края! Всегда помните, какой ценой досталась свобода вашим дедам! Берегите ее, как зеницу ока… Мы завещаем вам самое дорогое, что есть у советского человека, – гордость своей Родиной! Любите свою страну так, как любили ее мы, ваши старшие товарищи, единомышленники, друзья. Приумножайте могущество Родины Советов!»

Основные работы по формированию Кургана проводились в 1967–1968 гг. силами брянских комсомольцев. У основания Кургана ступени широкой лестницы подводят к площадке, на фасаде которой надпись: «Жителям Брянска, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. КУРГАН БЕССМЕРТИЯ сооружен в 1968 году». Далее две небольшие гранитные лестницы ведут на верхнюю площадку Кургана, откуда открывается широкий обзор на левобережье Десны.
К самому Кургану Бессмертия провели (от улицы Дуки) аллею, усаженную «плакучими рябинами» (декоративный сорт рябины обыкновенной); каждое такое дерево, специально выращенное брянскими селекционерами, напоминало собой скорбную фигуру, оплакивавшую павших воинов, и представляло собой живое произведение искусства.

В том же 1968 г. на территории правобережной части (расположенной на правом берегу Десны) рощи «Соловьи» был основан одноименный парк культуры и отдыха (самый большой парк Брянской области), получивший статус центрального в городе Брянске (до этого таким статусом обладал парк имени А. К. Толстого, расположенный в центре Советского района).

Так выглядел Курган Бессмертия в ЦПКиО «Соловьи» на рубеже 1960–1970-х гг.:
Вид Кургана Бессмертия в ЦПКиО «Соловьи» на рубеже 1960–1970-х гг.
В 1975 г. парку «Соловьи» было присвоено официальное название Центральный парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы (в честь 30-летнего юбилея победы советского народа в Великой Отечественной войне).
В 1976 г. на верхней площадке Кургана Бессмертия был установлен бетонный пилон в виде объемной звезды, состоящей из 5 трехлучевых элементов, соединенных чеканным кольцом-поясом. Монумент, официальное открытие которого состоялось 17 сентября 1976 г. – в день 33-й годовщины освобождения Брянска от немецко-фашистских захватчиков, стал идейным и композиционным центром парка, одним из символов города Брянска, а сам район вокруг Кургана – излюбленным местом семейного и молодежного отдыха.
В 1984 г. парк в роще «Соловьи» получил свое современное название – Центральный парк культуры и отдыха имени 1000-летия города Брянска (в честь 1000-летнего юбилея Брянска, торжественно отмечавшегося в 1985; неофициально парк по-прежнему именуется «Соловьи»).

В 2010 г., в честь присвоения городу Брянску почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы», на вновь заложенной в ЦПКиО имени 1000-летия Брянска площади Воинской славы (в самом начале показанной на фотографии аллеи, которая ведет к Кургану от улицы Дуки) была установлена памятная стела, представляющая собой гранитную 10-метровую колонну в дорическом ордере с изображением городского герба и текстом указа президента России о присвоении городу высокого звания (торжественное открытие памятника и площади состоялось 28 июня, в канун Дня партизан и подпольщиков, который впервые праздновался по всей России 29.06.2010). Все это сооружение расположено на гранитной площадке размером 17x17 м. По углам площадки размещаются четыре тумбы со скульптурными барельефами с изображением памятных героических событий и ратных подвигов в истории Брянска.

В 2011 г. была начата грандиозная реконструкция всей территории вокруг Кургана Бессмертия, которая, к сожалению, очень сильно затянулась (в том числе вследствие жесткой критики со стороны общественности выдвинутого проекта реконструкции) и полностью не завершена до сих пор. Кроме всего прочего, серьезную обеспокоенность и даже гнев многих горожан вызвал, в частности, тот факт, что в рамках этой реконструкции вырубили все до единой еще остававшиеся «плакучие рябины». Власти, правда, пообещали, что рядом с запланированной (от площади Воинской славы до Кургана) аллеей Героев (вдоль которой предполагалось установить бюсты наиболее выдающихся личностей, прославивших землю Брянскую) возведут часовню, окружать которую будут такие же деревья...

В 2013 г. (30 июля) митрополит Брянский и Севский Александр (c 2013; в 2011–2013 епископ; в миру Василий Александрович Агриков; р. 13.05.1953) совершил чин освящения закладного камня храма во имя святого мученика Иоанна Воина (с левой стороны аллеи от площади Воинской славы до Кургана), заложенного в память о павших в боях жителях Брянска. Однако затем строительство было надолго заморожено из-за недостатка финансирования; в конечном итоге чин великого освящения вновь построенного храма, ставшего одной из достопримечательностей города, был совершен лишь 23 октября 2016 г.

В 2015 г. за площадью Воинской славы, посреди ведущей к Кургану аллеи (напротив храма Иоанна Воина), был открыт уникальный фонтан, который, по замыслу его авторов, сочетает в себе несочетаемые стихии: воду и огонь, электричество и газ (горение огня под водными струями поддерживается за счет работы электромагнитных газовых форсунок); также появилась возможность проводить здесь уникальные лазерные шоу.
Спиртозавод (ООО «БрянскСпиртПром»), занимающий один из центральных кварталов города Брянска, состоит из нескольких корпусов, среди которых выделяется главное здание (так называемый «Винный зáмок»), формирующее восточную сторону площади Карла Маркса (бывшей Красной). Здание это возведено из кирпича, окрашено по кладке, детали побелены; представляет собой одно из значительных сооружений промышленной архитектуры Брянска периода эклектики (конец XIX в.), выполненное в модном тогда кирпичном стиле с типичным для него обильным фасадным декором. Вытянутые вдоль площади боковые одноэтажные пристройки справа (на фото) и слева появились несколько позднее.

В 1970-е гг. при благоустройстве города по периметру площади Карла Маркса были высажены молодые ели, которые сегодня достигли высоты более 10 м и значительно заслоняют застройку. Особенно это сказывается на внешнем виде «Винного замка», который практически полностью скрыт деревьями.


История ликеро-водочного производства на Брянщине начинается с основания Брянского казенного винного склада № 4, который был заложен 1 августа 1899 г. в центре города на месте бывшего хозяйственного двора брянских князей. Своим возникновением винный склад в Брянске (главное здание построено в 1900, основные строительные работы были завершены к 01.07.1901) был обязан введению в России государственной монополии, инициированной императором Александром III (1845–1894, император с 1881) и осуществленной министром финансов (1892–1903) С. Ю. Витте (1849–1915) в 1890-х гг. Корпуса винного склада стоят на своем месте и поныне, представляя собой памятник архитектуры старого Брянска.

На представленной ниже картине показан фасад «Винного замка» на Красной площади в начале XX в. (в левой части картины видно двухэтажное кирпичное административное здание с цокольным этажом, построенное в конце XIX в. для нужд винного склада; в настоящее время это здание занимает администрация Советского района города Брянска).
Винный замок на Красной площади в начале XX в.
В конце 1914 г. розлив вина на складе № 4 был прекращен – так требовал принятый в России с началом Первой мировой войны «сухой закон». Винный склад был национализирован в 1918 г., после чего переименован в Брянский ликеро-наливочный завод. После национализации деятельность предприятия была приостановлена; работа завода возобновилась лишь 1 января 1925 г., первой продукцией стала настойка «Русская горькая» крепостью 20 градусов.

В 1938 г. на заводе была проведена первая капитальная реконструкция производства, в результате которой жители Брянщины стали украшать застолья «цветными» деликатесными напитками. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. После освобождения Брянска от немецко-фашистских захватчиков началось (в октябре 1943) строительство Брянского ликеро-водочного завода (запуск производства состоялся весной 1948). К 1950 г. завод далеко превзошел достижения довоенных лет: вместо 14 сортов продукции он выпускал уже 48.

В 1963 г. на базе Брянского ликеро-водочного завода и еще 12 областных спиртовых заводов было образовано Брянское производственное объединение бродильной промышленности, которое стало первым в Советском Союзе объединением такого рода с полным циклом производства: от приема в бункер картофеля и зерна до подачи продукции на прилавки магазинов.
С 1964 по 1985 г. осуществлено техническое перевооружение предприятия. За 10 лет выпуск продукции увеличился в 2,5 раза.

4 января 1987 г. Брянское производственное объединение бродильной промышленности было переименовано в Производственное объединение спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Брянскспиртпром».
Действующее в настоящее время ООО «БрянскСпиртПром» (сокращенно ООО «БСП»; компания официально зарегистрирована 22.12.2008) – это современное высокотехнологичное многопрофильное предприятие с более чем вековой историей. На сегодняшний день ассортиментная линейка «БрянскСпиртПрома» насчитывает более 50 наименований продукции: водки, бальзамы, горькие и сладкие настойки, которые изготавливают на новейшем технологическом оборудовании на основе высококачественного спирта с использованием натурального сырья: трав, пряностей, спиртованных соков. Составляющие успеха компании – сочетание старинных рецептов и новых технологий производства.
Качество водки определяет прежде всего вода. Для приготовления брянской водки используется так называемая «живая вода». Ликеро-водочный завод располагает собственной артезианской скважиной глубиной 178 м, вода из которой подвергается двухступенчатой фильтрации. Готовая водка проходит очистку через угольные фильтры, что способствует удалению посторонних запахов и примесей, придает напитку кристальный блеск, прозрачность и мягкость вкуса.

Продукция «БрянскСпиртПрома», помимо России, представлена на полках магазинов в таких странах, как Германия, Латвия, Казахстан, Болгария, Израиль, Армения, Южная Корея, Кипр. Являясь производителем алкоголя высокого качества, предприятие не раз удостаивалось высших наград и премий. Одной из побед продукции компании стало присуждение золотой медали водке «BEAR FORCE» в номинации «Открытие года». Также среди наград – многочисленные «Гран-при» и золотые медали российских и международных специализированных выставок алкогольной индустрии.
Сегодня основной принцип работы ООО «БрянскСпиртПром» заключается в том, чтобы сберечь вековую традицию качества, не переставая неустанно работать над освоением новых видов продукции и внедрением передовых технологий.
Площадь Партизан – одна из центральных площадей Брянска. Расположена в Советском районе города, при Т-образном перекрестке, образованном примыканием проспекта Ленина (бывшие улицы Петропавловская и Воскресенская) к улице Красноармейской (бывшей Трубчевской). Имеет форму прямоугольника со сторонами приблизительно 150x300 м, вытянутого с северо-востока на юго-запад. Рельеф площади плоский, с небольшим общим уклоном к востоку.

Впервые площадь в этом месте появляется на городском плане 1791 г. как проектируемая под первоначальным названием Хлебная; отсюда, по этому плану, расходились дороги на Трубчевск и Карачев. Однако в связи со спецификой рельефа Брянска данная территория долгое время не была востребована для нужд города; застройка этого района началась фактически только в конце XIX в. Вероятно, к тому времени проект екатерининских времен был забыт или скорректирован; в результате на планах города первой половины XX в. Хлебная площадь отсутствует: на ее месте по улице Трубчевской (нынешней Красноармейской) – сплошная частная застройка.

Площадь возвращается на карту города при утверждении послевоенного (1946) генерального плана, реализация которого началась в 1950-х гг. В 1960-е гг. по периметру площади с северной и восточной стороны были возведены пятиэтажные кирпичные дома, а в 1966 г. в центре площади был установлен памятник воинам и партизанам – освободителям Брянска, ставший одним из неофициальных символов города. В начале 1980-х гг. было сооружено здание Брянскстата (расположено чуть северо-западнее площади Партизан, по другую сторону улицы Красноармейской), в 1984 г. – современное монументальное здание Брянского областного краеведческого музея (ставшее архитектурным фоном памятника освободителям Брянска; ныне Брянский государственный краеведческий музей [БГКМ]), а в 2000 г. был построен 12-этажный «дом с часами», ныне являющийся местной высотной доминантой.

До настоящего времени следы частной застройки сохранились лишь на западной стороне площади (где одно время планировалось возведение нового городского загса).
В 2009–2010 гг. площадь была капитально отремонтирована с заменой покрытия (гранит, тротуарная плитка), устройством двухъярусной зоны отдыха, ремонтом фонтанов, установкой памятных стел, новых светильников и т. д.
На сегодня площадь Партизан является постоянным местом проведения городских митингов и торжеств, связанных с Великой Отечественной войной, а в обычные дни – местом отдыха жителей прилегающих кварталов.


Памятник воинам и партизанам – освободителям Брянска – главный мемориал Брянской области – был заложен на площади Партизан в сентябре 1957 г. и торжественно открыт 17 сентября 1966 г., в 23-ю годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Авторами памятника являются скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский (1920–1967) и архитекторы Михаил Осипович Барщ (1904–1976) и Александр Николаевич Колчин.
Памятник хорошо обозрим с главного направления – проспекта Ленина, а также с улицы Красноармейской. Скульптурно-архитектурный комплекс состоит из трех композиций, обелиска Победы и объединяющего их стилобата.
Композиционный акцент памятника – 22-метровый обелиск Победы (бетон с гранитной крошкой), который, четко вырисовываясь на фоне неба, «держит» всю композицию, подчиняя себе окружающее пространство. Перед обелиском на простом ступенчатом постаменте из светло-серого гранита установлена бронзовая скульптура воина (4,2 м), воплощающая образ комиссара. На лицевой стороне обелиска надпись: «За нашу Советскую Родину». На обратной его стороне высечены слова: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. 1941–1945».
Перед центральной композицией, по сторонам от нее, находятся две скульптурные трехфигурные группы из бронзы, развивающие и конкретизирующие тему памятника: справа – идущие в атаку солдаты, слева – группа партизан. Динамично решенные скульптуры с детальной проработанностью форм расположены на одинаковых прямоугольных постаментах из светло-серого гранита. На лицевой стороне постамента с группой солдат надпись: «17 сентября 1943 года воинами Советской Армии и партизанских соединений освобожден от фашистских захватчиков город Брянск». На постаменте с группой партизан четверостишие из популярной советской героической песни времен Великой Отечественной войны «Шумел сурово брянский лес...» (стихи – Анатолий Владимирович Софронов [1911–1990], музыка – Сигизмунд Абрамович Кац [1908–1984]):
    Шумел сурово брянский лес,
    Спускались синие туманы,
    И сосны слышали окрест,
    Как шли с победой партизаны.

С 1998 г. песня «Шумел сурово брянский лес...» является гимном Брянской области (согласно закону «О символике Брянской области», принятому Брянской областной Думой 05.11.1998).

Обелиск и скульптурные композиции установлены на общем гранитном стилобате (10x20 м), в центре которого, перед фигурой комиссара, горит Вечный огонь.

Выразительность памятника основана на взаимосвязи скульптурных групп, единстве их пластической трактовки. Уравновешенная, симметричная композиция придает памятнику величественность и торжественность. Эмоциональное воздействие усиливает музыка – звучащий по торжественным дням «Реквием», специально написанный и подаренный городу Брянску композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским (1904–1987).


17 сентября 1943 г. части 50-й армии Брянского фронта генерал-лейтенанта Ивана Васильевича Болдина (1892–1965; с 1944 генерал-полковник), сломив яростное сопротивление немецко-фашистских захватчиков, освободили Брянск. Наряду с другими соединениями и частями при освобождении города особенно отличилась 323-я стрелковая дивизия полковника Сергея Федоровича Украинца (1896–1994). Бойцы этой дивизии (которой в тот же день приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено наименование «Брянской») первыми ворвались на улицы Брянска, встретившие освободителей пламенем пожарищ и руинами взорванных зданий (было разрушено 92 % жилого фонда)...

Долгожданный день освобождения Брянска, светлый день великой Победы над фашизмом приближали своей героической вооруженной борьбой 139 партизанских отрядов, объединенных в 27 бригад, в которых насчитывалось свыше 60 тыс. бойцов и командиров. Поистине впечатляющими были итоги боевых действий брянских партизан с октября 1941 по сентябрь 1943 г. (в период немецко-фашистской оккупации города Брянска):
– уничтожено свыше 100 тыс. гитлеровских солдат и офицеров;
– пущено под откос 1040 вражеских эшелонов с живой силой и техникой;
– уничтожено 226 танков и бронемашин, 120 самолетов, большое количество орудий, минометов, пулеметов, тысячи автомашин и другой военной техники;
– взорвано 99 железнодорожных и 4226 деревянных мостов, около 300 км железнодорожного полотна;
– выведено из строя около 500 км телефонно-телеграфных линий;
– уничтожено до 300 военных складов;
– разгромлено 400 гитлеровских штабов, гарнизонов и комендатур.


Двенадцати брянским партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза:
А. Д. Бондаренко М. И. Дука Д. В. Емлютин
Алексей Дмитриевич Бондаренко
(11.08.1911–14.12.1956)
Михаил Ильич Дука
(27.08.1909–11.10.1976)
Дмитрий Васильевич Емлютин
(07.11.1907–19.07.1966)
А. И. Ижукин П. А. Марков Д. Н. Медведев
Алексей Иванович Ижукин
(13.03.1913–19.12.1992)
Петр Андреевич Марков
(13.07.1905–08.03.1983)
Дмитрий Николаевич Медведев
(22.08.1898–14.12.1954)
А. А. Морозова М. П. Ромашин В. С. Рябок
Анна Афанасьевна Морозова
(23.05.1921–31.12.1944)
Михаил Петрович Ромашин
(24.11.1905–09.09.1964)
Владимир Самсонович Рябок
(05.05.1914–29.05.1942)
В. И. Сафронова М. А. Сельгиков Ф. Е. Стрелец
Валентина Ивановна Сафронова
(1918–01.05.1943)
Михаил Арыкович Сельгиков
(17.12.1920–16.05.1985)
Филипп Евдокимович Стрелец
(01.10.1919–06.02.1942)
Первые железнодорожные станции на территории нынешней Брянской области строились в основном деревянными – в лесном краю это был самый дешевый материал. В дальнейшем деревянные строения постепенно заменялись каменными.
Первый железнодорожный билет на станции Бежицкая, или Бежица (название по соседнему селу Бежичи, в конце XIX в. переименована в станцию Болва по одноименной реке, с 1936 г. и поныне Орджоникидзеград), Орловско-Витебской железной дороги, недалеко от тогдашнего Брянска, был продан 24 ноября 1868 г.

В 1873 г. в 10 верстах от Брянска на равнинной территории, ограниченной с севера железной дорогой, с юга рекой Десной, а с востока впадающей в нее Болвой, был заложен Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод (ныне Брянский машиностроительный завод – БМЗ, входящий в число предприятий компании «Трансмашхолдинг»). Основателями созданного акционерного общества (высочайшее разрешение на его учреждение было подписано 20.07.1873 – этот день и считается датой основания завода) были московские промышленники купец Петр Ионович Губонин (1825–1894; по его имени населенный пункт, возникший здесь в середине 1865 в ходе строительства Орловско-Витебской железной дороги [при распиловочном шпальном заводе], получил название Губонино, в 1889 измененное на Бежицу) и инженер Виктор Федорович Голубев (1842–1903); позднее, в процессе строительства и формирования завода, к ним присоединились еще два компаньона: князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843–1903; землевладелец, коммерсант, промышленник, инженер, а также музыкант-виолончелист, этнограф, археолог и социолог, исследователь и меценат) и заводчик Владимир Федорович Крахт (1840–1902; выходец из семьи немецких купцов, успешный предприниматель, ставший первым директором завода [занимал эту должность в течение 20 лет]).
П. И. Губонин В. Ф. Голубев В. Н. Тенишев В. Ф. Крафт
П. И. Губонин (1825–1894) В. Ф. Голубев (1842–1903) В. Н. Тенишев (1843–1903) В. Ф. Крахт (1840–1902)
Тогда же, с 1873 г., начался быстрый рост рабочего поселка при заводе, будущего города Бежицы (ныне вместе с селом Бежичи в составе Бежицкого административного района Брянска). Завод очень скоро стал одним из крупнейших в стране (уже в 1878 здесь выпускалась треть всей выплавляемой в России стали – второе место после Путиловского завода), а на месте первоначальной беспорядочной застройки сложился большой поселок на 10 тыс. человек (начало 1884) с регулярной сетью улиц.
В 1879 г. средняя месячная зарплата на заводе составляла 17 руб. 40 коп., стоимость трехразового питания в открытой столовой для рабочих – 15–20 коп. в день, штрафы за пьянство и прогулы, ослушание, буйство в квартире, порчу имущества – 50 коп.

Так выглядел в начале XX в. железнодорожный вокзал станции Болва в рабочем поселке Бежица:
Ж.-д. ст. Болва в рабочем поселке Бежица (начало XX в.)
К 1910 г. завод в Бежице превращается в один из промышленных гигантов России. Основной капитал акционерного общества достигает 24,175 млн р., число рабочих – 8800. Население Бежицы возрастает до 25 тыс. человек, 900 рабочих являются арендаторами земли и живут в собственных домах, остальные – в принадлежащих заводу. Бежица этого времени – хорошо озелененный поселок с обширным парком, широкими улицами и многочисленными добротными зданиями.
Беспрецедентной для промышленных центров была деятельность по развитию народного образования, огромный вклад в которое внесла княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (урожденная Пятковская, 1867–1928; общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер), вторая жена В. Н. Тенишева (для нее это тоже был второй брак). В 1895–1909 гг. в Бежице возводится 11 специальных зданий для учебных заведений; в 1910–1911 гг. общее число учеников в них составляет 2000, расходы на содержание – 50 тыс. р. в год.
20 апреля 1915 г. (по старому стилю) состоялось посещение завода и рабочего поселка императором Николаем II (1868–1918, император в 1894–1917), для встречи которого от станции Болва к заводу была проложена временная узкоколейка. По воспоминаниям Александра Ивановича Спиридовича (1873–1952, выдающийся жандармский офицер царствования Николая II), государь был очень тепло встречен рабочими (отрывок из мемуаров А. И. Спиридовича «Великая Война и Февральская Революция 1914–1917 гг.» см. ниже).

9 ноября 1925 г. рабочий поселок Бежица был отнесен к категории городов.
С 1936 г. (и до Великой Отечественной войны) БМЗ выпускал мощные магистральные товарные паровозы «Серго Орджоникидзе» (СО), оставившие заметный след в истории завода и города: 15 февраля 1936 г. город Бежица и станция Болва были переименованы соответственно в город и станцию Орджоникидзеград.

17 сентября 1943 г., в день освобождения войсками Брянского фронта городов Брянск и Орджоникидзеград, последнему было возвращено прежнее название – Бежица.
2 июня 1956 г. Брянск и Бежица были объединены в один город Брянск, но среди жителей нынешнего Бежицкого района по-прежнему широко распространено выражение «съездить в Брянск», т. е. прежде всего в Советский район (старейшую часть города Брянска).
В том же 1956 г. в Бежице был также восстановлен железнодорожный вокзал станции Орджоникидзеград, пострадавший в ходе Великой Отечественной войны.

В 2004 г. только что отреставрированное здание вокзала станции Орджоникидзеград (распространено также сокращенное разговорное название станции – Орджоград) являлось одним из немногих достойно выглядящих представительных архитектурных сооружений Брянска (Брянская область долгое время входила в так называемый «красный пояс» России со всеми вытекающими последствиями, занимая по уровню жизни одно из последних мест среди всех субъектов РФ).


А. И. Спиридович.
Отрывок из мемуаров «Великая Война и Февральская Революция 1914–1917 гг.»

20-го апреля Государь прибыл на станцию Болва, Брянского уезда Орловской губернии. Около станции находился большой завод Брянского акционерного общества. Один завод общества Его Величество уже видел в январе, в Екатеринославе [ныне Днепропетровск, Украина]. На обоих заводах работало до 35 000 рабочих, которым выплачивалось до тридцати миллионов рублей в год. Расход заводов на церкви, школы, библиотеки и больницы достигал свыше 300 000 рублей. Завод работал ныне на войну: снаряды, вагоны, паровозы, продолжая выработку и сельскохозяйственных машин.

Встреченный на станции губернскими и уездными властями, заводской администрацией и депутациями от населения, Государь принял хлеб-соль и пожертвование на раненых. Население заводского поселка, учащиеся и нарядная пожарная команда с оркестром музыки стояли по обе стороны дороги к церкви. После молебна, при входе на заводскую территорию, у красивой триумфальной арки, депутация от рабочих поднесла хлеб-соль.

Один из рабочих произнес речь:
«Великий Государь, рабочие Брянского завода счастливы тем, что Ты, державный хозяин земли русской, не забываешь нас и пришел посмотреть на наш труд. В эту годину наши дети и братья грудью стоят за Тебя и родину дорогую, а мы, здесь, не покладая рук своих, с радостью отдаем свой труд и свое достояние на славу Тебе и счастье России. Милостиво прими, Державный Государь, нашу хлеб-соль».

Поблагодарив депутацию и подарив говорившему речь часы, Государь вступил на территорию завода. Сплошными стенами стояли тысячи рабочих и горячо встречали Государя. Спокойно и внимательно осматривал Государь отдел за отделом, слушая объяснения администрации и рабочих. Время от времени благодарил то одну, то другую группу, а иногда и отдельных рабочих у станков.
«Я очень рад быть у вас на заводе. Великое вам спасибо за ваш труд», – говорил не раз Государь рабочим.

Непосредственная близость Государя, его простое обращение, простые, но показывающие знание дела и условий труда, вопросы, производили очень большое впечатление на рабочих. А кругом все шумело, визжало, скрипело – завод работал полным ходом. Прервав осмотр для завтрака, Государь поехал в поезд и по дороге остановился и посетил несколько домиков семейных рабочих. Семьи были дома, а мужья на заводе. Удивлению женщин и детей не было предела. Сперва как бы остолбенение, но ласковые, простые, сердечные вопросы Государя подбодряли женщин, и те скоро оправлялись и уже радостно, но толково отвечали Государю на его расспросы и даже угощали, чем могли. Когда же Государь передавал женщинам подарки на память о своем посещении, вновь наступала растерянность, и затем они хватали руки Государя и покрывали их поцелуями.

К высочайшему завтраку в числе приглашенных были: Председатель правления Кошкаров, директор завода Буховцев. После завтрака осмотр продолжался еще несколько часов. В музее Государю поднесли модель бронированной крепостной башни, модели двух плугов и бороны с просьбой, передать их Наследнику. Поднесли и альбомы завода. Расписавшись в золотой книге завода, Государь беседовал с группой наиболее старых рабочих и подарил им часы. Были осмотрены больница, хлебопекарня, госпиталь. Стало уже смеркаться, когда Государь окончил свое посещение и перед отъездом подошла еще одна депутация от рабочих, прослуживших на заводе не менее сорока лет каждый. Они поднесли Государю, от имени 15-ти тысяч рабочих завода, икону Божией Матери в ризе, шитой жемчугом и просили принять ее на память о посещении завода. Государь был растроган.

В 6 ч. 20 м. Государь отбыл со станции Болва. Весь заводской поселок и тысячи рабочих провожали уходивший поезд долго несмолкавшим ура, оркестры играли «Боже, Царя храни!».
Серия:
Южноуральские пейзажи (9 фото)
Описание:
Монохромные ретро-фотографии, сделанные на Южном Урале и в Южном Приуралье (Республика Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области).

Южный Урал – часть территории Урала к югу от широтного участка течения реки Уфы до реки Урал (длина около 550 км, высота до 1640 м, г. Ямантау), расположенная в Челябинской и Оренбургской областях и Республике Башкортостан.
Приуралье – природная территория, которую составляют прилегающие к Уралу окраины 2 великих равнин России: Восточно-Европейской, или Русской (Предуралье), и Западно-Сибирской (Зауралье).

Территория Предуралья прилегает к западным склонам Уральских гор, расположена в бассейнах рек Печора и Кама (в Республике Коми, Кировской области, Пермском крае, Свердловской области, Республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан, Самарской и Оренбургской областях).
Территория Зауралья прилегает к восточным склонам Уральских гор, расположена в бассейнах рек Тобол и Обь (в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Свердловской, Курганской, Челябинской и Оренбургской областях, а также Костанайской области Казахстана).
  
Название фото:
Комментарий к фото:
Фотографии (5) из серии:
Санкт-Петербург. Летние виды и сюжеты в питерскую погоду (всего фото в серии: 33; раздел: Город и архитектура)
Описание серии:
Летние виды, фрагменты и сюжетные зарисовки из Санкт-Петербурга – одного из наиболее замечательных и красивых городов мира – в самую что ни на есть питерскую погоду – пасмурную, прохладно-сырую, часто ветреную и дождливую, когда, согласно питерской же поговорке, дождь идет из неба, а не из туч, как везде.
Комментарии к работам из данной серии включают много разнообразной интересной информации, относящейся к объектам, представленным на фотографиях Северной столицы России, а также содержат экскурсы в историю города и всего Российского государства.
  
Название фото:
Комментарий к фото:
Фотографии (1) из серии:
Московские зарисовки (всего фото в серии: 24; раздел: Город и архитектура)
Описание серии:
Городские пейзажи и виды Москвы, зарисовки из московской жизни.
  
Название фото:
Комментарий к фото: