Русская версия
Главная страница
Джон Локк (1632–1704)
(обзорная статья)


Содержание

1. Жизнь

2. Критика картезианской теории врожденных идей

3. Опыт как источник знания. Ощущение и рефлексия. Первичные и вторичные качества вещей. Идеи

4. Простые и сложные идеи. Ассоциации идей. Психологическая теория сознания. Абстрактные идеи

5. Гносеология. Уровни познания. Знание как выяснение отношений между идеями. Номинальная и реальная истина

6. Социально-политическое учение. Принцип разделения властей

7. Этика. Философия религии

8. Список литературы
Портрет Дж. Локка
Джон Локк (англ. John Locke; 1632–1704)
Портрет (1697) кисти художника Годфри Кнеллера
1. Жизнь

Английский философ Нового времени, психолог и педагог, главный представитель эмпиризма Джон Локк (1632–1704) родился в небольшом городе Рингтоне, расположенном на западе Англии. В 1652 он закончил Вестминстерскую школу и в этом же году как ее лучший ученик был принят в Оксфордский университет, который со степенью бакалавра закончил в 1656 и в котором остался в качестве преподавателя древнегреческого языка. Получив в университете отказ в степени доктора медицины, Локк в 1667 принимает предложение лорда Антони Эшли Купера (с 1672 графа Шефтсбери) стать домашним врачом и воспитателем его сына. Лорд был лидером партии вигов, оппозиционной королю Карлу II Стюарту, и противником режима Реставрации, и Локк оказался в среде участников политической борьбы в Англии. Случалось, что покровитель Локка попадал в королевскую тюрьму, и тогда Локку приходилось эмигрировать на континент. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 во Франции и с 1683 по 1689 в Голландии.

В 1689 Локк возвратился на родину навсегда и за короткий период – с 1689 по 1695 – написал все свои философские работы. В 1689 появляется его первая печатная работа – «Письмо о веротерпимости». В 1690 выходит главный философский труд Локка «Опыт о человеческом разуме», благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим философом Европы. В том же году выходят второе «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о правлении». В 1693 появляется трактат «Некоторые мысли о воспитании», а в 1695 – работа «Разумность христианства». В это же время Локк занимался активной политической деятельностью и оказывал большое влияние на некоторые реформы, проводившиеся тогда в Англии.



2. Критика картезианской теории врожденных идей

Свою главную работу «Опыт о человеческом разуме» Локк начинает с критики теории врожденных идей. Несостоятельность положения, что в душе существуют какие-то идеи или принципы от самого ее рождения, Локк аргументирует так. Если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то они должны были бы осознаваться каждым. И тогда относительно таких идей существовало бы общее согласие всех людей. Однако не существует всеобщего согласия даже относительно таких, казалось бы, общезначимых правил, как законы логики: закон тождества и закон запрета противоречия. Локк указывает на тот факт, что эти правила не знают дети, душевнобольные и некоторые старики. И больше – их не знают целые народы Нового Света: индейцы Америки, аборигены Австралии и т. д. Что касается моральных принципов, то они различны у разных народов, в разные эпохи и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры.

Нет ни одного отдельно взятого человека, который помнил хотя бы одну идею (или принцип) от самого рождения и до самой смерти. Таким образом, никаких фактов, подтверждающих существование идей, которые находятся в душе от самого ее рождения, нет. Следовательно, нет никаких оснований считать, заключает Локк, будто существуют врожденные идеи.

Теория врожденных идей лучше всего опровергается тем, что можно легко, просто и убедительно объяснить происхождение всех идей из опыта.



3. Опыт как источник знания. Ощущение и рефлексия. Первичные и вторичные качества вещей. Идеи

После критики теории врожденных идей Локк считает очевидным, что при своем первом появлении на свет душа каждого человека есть белая бумага без всяких идей и знаний, иначе говоря – «чистая доска» (tabula rasa). Откуда же она получает весь свой материал (знания)? Локк отвечает кратко: «... из опыта». И он тщательно разрабатывает понятие «опыта». Посредством единичных восприятий опыт пишет свои знаки на «чистой доске», т. е. в человеческой душе. Под воздействием чувственных впечатлений душа, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. Опыт складывается из двух источников: внешнего и внутреннего. Внешний опыт – это материал, который дают нам органы чувств под воздействием внешних предметов. Поэтому Локк и называет его ощущением. Внутренний опыт формируется из наблюдений за действиями нашего ума. Локк называет его рефлексией, особенным внутренним чувством. Рефлексия, по Локку, есть «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня – восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познаю свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей. Таким образом, Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума человека.

Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений. Потому что до и без ощущений не могут осуществляться никакие действия ума. Отсюда видно, что Локк не просто эмпирик, но также теоретик сенсуализма – учения о том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощущений (чувств). Ощущения, рассуждает далее Локк, приносят в душу идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов, т. е. все идеи, которые называются чувственными качествами. Но качества надо четко отличать от идей. Идеи существуют в душе, а качества в телах. Внешний опыт не монолитен, он включает в себя «идеи» первичных и вторичных качеств. Первичные качества – такие свойства тел, которые остаются у них постоянно. Это очертание (протяжение), объем, плотность, движение и покой. Идеи этих качеств адекватны, т. е. показывают нашему уму то, что в вещах есть на самом деле. Вторичные качества возникают в вещах в результате незаметных изменений в первичных, они не находятся в самих вещах, а лишь кажутся нам таковыми, являясь на самом деле продуктом движения частиц, недоступных человеческому восприятию. Они вызывают у нас идеи вкусов, цветов, запахов, звуков. Эти идеи не адекватны. Таким образом, цвета, вкусы, запахи, звуки суть только идеи и существуют в нашей душе, а не в вещах. А первичные качества, которые эти идеи породили, сами по себе человеку неизвестны.



4. Простые и сложные идеи. Ассоциации идей. Психологическая теория сознания. Абстрактные идеи

Все идеи делятся на простые и сложные. Простые – такие идеи, в которых нельзя выделить части. Примером простых идей может быть любой конкретный цвет (скажем, желтый), вкус, запах и т. п. Человек не может создать ни одну простую идею. Все они навязываются ему силой через опыт. Сложные идеи составляются из простых. В отношении них человек может все, что угодно. Т. е. он по своему произволу может из простых идей образовать какие угодно сложные. На этой основе развиваются способности воображения и фантазии. Но сложные идеи образуются и по принципу притяжения друг к другу. Такой способ образования сложных идей Локк называет ассоциацией идей.

Именно Локк ввел в язык психологии понятие «ассоциации» – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания. Свою теорию познания (о ней см. далее) Локк, таким образом, строил на основе психологической теории сознания, чем проложил путь психологии в современном смысле, т. е. психологии как анализу эмпирического сознания. Тем самым он также создал систему педагогики, предметом которой была отдельная личность.

Такое объяснение механизма образования сложных идей позволяет понять, считает Локк, древнейшую и сложнейшую проблему: что такое общие понятия (универсалии) и как они возникают. Общие понятия есть не что иное, как абстрактные идеи. Абстрактная идея – это такая сложная идея, которую разум образовал, отбрасывая все индивидуальные признаки у разных идей и оставляя лишь то, что у них общее. Например, если мы берем сложные идеи кошки, верблюда, слона и т. п., то наш ум может отбросить все индивидуальные различия и оставить только общее, что есть у этих существ: телесность и одушевленность. Так образуется абстрактная идея «животного». «Дружба» – это комбинация более простых идей – идей любви, действия, человека. Идея субстанции – тоже сложная идея, в ней обобщены многие сходные характеристики самых различных вещей. Мы не знаем, что такое субстанция, считает Локк, но нет у нас и оснований сомневаться в ее существовании.

Вообще, все общие идеи – произведения разума, реально существуют только единичные вещи. Сложное же содержание может быть образовано только в соответствии с опытом, свободное комбинирование (о котором говорилось выше), по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип Локка гласит: «nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu» (лат.: «нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах»); однако при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума» (dispositions of the mind).



5. Гносеология. Уровни познания. Знание как выяснение отношений между идеями. Номинальная и реальная истина

Новой эмпирико-сенсуалистической теорией, считает Локк, успешно разрешается проблема видов, или уровней, познания. Их всего три: сенситивное, демонстративное и интуитивное. Сенситивное знание самое несовершенное. Оно показывает нам лишь существование и облик отдельных внешних предметов. Но без него не может ни возникнуть, ни применяться демонстративное и интуитивное знание. Интуитивное знание – самое совершенное. Оно есть результат способности ума сразу усматривать отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т. п.). Когда характер отношения между двумя идеями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстративное познание. Оно представляет собой процедуру подыскания промежуточных идей, которые помещаются между двумя исходными, пока не станет ясным характер их отношения.

Таким образом, знание вообще есть главным образом выяснение отношений между идеями. Соответственно, и всеобщие и необходимые знания относятся не к вещам, а к идеям. Этим снимается проблема того, что человек имеет всеобщие и необходимые знания, хотя ни из какого опыта их получить нельзя. По Локку, «идеи», полученные из внешнего и внутреннего опыта, – лишь материал знания. Только после обработки их с помощью определенных процедур (сравнения, сочетания, абстракции) возможно знание. Однако знание определяется как правильным комбинированием идей, так и отбором исходных, «простых» идей. Ошибки возникают как в результате несоблюдения правил комбинирования идей (чем сложнее идея, тем больше риск, тем вероятнее ошибка), так и в результате использования не только идей первичных, но и вторичных качеств.

Важным в теории познания Локк считал понятие истины. Истина вообще, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Как и Гоббс, он относит истину к свойствам положений (высказываний), хотя считает уместным говорить и об истине метафизической, которая обозначает, что вещи таковы в действительности, как они существуют. Однако и эта истина предполагает утверждение или отрицание о соответствии вещей связи наших идей, т. е. выражена в знаках. Существует два вида знаков, говорит Локк: 1) идеи – знаки вещей и их сил в нашем уме; 2) слова – знаки наших идей. Поэтому и истина бывает двух видов: номинальная и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей. Например, высказывание «кентавр – существо с туловищем коня и головой человека» номинально истинно, но реально ложно. Поэтому хотя номинальные истины важны, но познание имеет ценность, если приводит к реальной истине, которая есть словесное или мысленное утверждение, представляющее связь идей, соответствующих связи самих вещей. Ради познания самих вещей люди ищут истину. Истинным же можно назвать только то знание, которое представляет собой мыслительную форму, которое обработано с помощью разума. Исключительно опытное знание носит вероятностный характер, это не знание, но мнение. «Разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему то превосходство и господство, которое он имеет над ними».

Теорию познания Дж. Локка все исследователи называют выражением здравого смысла, философией, лишенной крайностей. Разум, предоставленный сам себе, боится потерять ориентиры, становится удивительно осторожным. Он сомневается в понятиях традиционной метафизики и в то же время не решается от них отказаться. Он опирается на чувственный опыт и в то же время видит его ограниченность. Разум пробует различные способы самообоснования, еще верит в саму возможность самообоснования, но уже начинает ощущать необходимость «иного», отличного от человеческого разума бытия.



6. Социально-политическое учение. Принцип разделения властей

Учение Локка о природе общества и государства сыграло выдающуюся роль в истории Европы обоснованной в нем идеей разделения властей. Она разработана Локком в контексте теории происхождения государства и власти. Государство возникает из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни, свободе и собственности другого. Из этого закона для каждого вытекает обязанность сохранять себя и других. А отсюда для каждого равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять свои обязанности и реализовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную и беспристрастных судей. Но и сама, будучи верховной, все же правит не по произволу, а подчиняясь законам. В противном случае она не выражает волю большинства и ставит себя в состояние войны с народом.



7. Этика. Философия религии

В этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное – как беду. Высший закон – всеобщее благо.

Как философ религии Локк учил: то, что Бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет – может судить только разум, но не церковная догма. Локк близко стоит к естественной религии.

Напомним, что естественная религия – свободное религиозно-философское течение, возникшее в эпоху Нового времени и получившее особенно широкое распространение в Англии; течение, которое из недогматического толкования духа Библии и из основных религиозных идей, общих религиям всех времен и народов, выводит разумный, т. е. являющийся одновременно и «естественным», характер религии. Естественная религия отстаивает 5 основных религиозных идей: 1) существование наивысшего существа; 2) его право на уважение; 3) долг быть набожным и нравственным; 4) голос раскаяния, т. е. совести; 5) награда или наказание на том свете как воздаяние за поведение в этом мире.



8. Список литературы

1. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 — 576 с.
2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. — М.: Большая Российская энцикл., 1998. — 912 с.: ил.
3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 — 672 с.
4. Философия. Справочник студента. / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов — М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. — 672 с.
5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.
6. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА—М, 2000. — 576 с.